От барокко до экспериментов ХХ века
27 ноября, в среду, в 19.00 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина приглашает в исторический зал Алексеевского дворца – Дома музыки (наб.Мойки, 122) на программу цикла «Вечера в Английском зале». В исполнении лауреата международных конкурсов, арфистки Екатерины Дворецкой прозвучат сочинения Скарлатти, Шпора, Форе, Шмидта, Хиндемита и Мусоргского. Лауреаты международных конкурсов, виолончелист Илья Михайлов и пианист Иван Кощеев исполнят сонаты Шопена и Дебюсси.
Сонаты Доменико Скарлатти – это своего рода жанровые картинки. Итальянец, многие годы проживший в Испании, он глубоко проникся культурой этой страны. Именно в Мадриде Скарлатти написал более 500 сонат для клавира, которые сам называл «упражнениями». Программу вечера откроют Соната для фортепиано фа минор и Соната для фортепиано ми минор в арфовом исполнении.
Один из первых романтиков XIX века Луи Шпор создал большое количество произведений разных жанров: симфонии, концерты, камерные сочинения для различных составов, множество произведений для скрипки и других инструментов. К арфе он тоже имел определенный интерес. Его жена Доретта Шайдлер считалась лучшей арфисткой Германии того времени. Ее виртуозная игра вдохновляла композитора на создание сочинений для арфы. В концерте прозвучит его Фантазия для арфы соло до минор.
В первой половине ХХ века в Европе одним из популяризаторов арфы стал Пауль Хиндемит. Он был универсальным композитором, охватив практически все виды и жанры музыки. Жанр сонаты в творчестве Хиндемита занимает весьма солидное место, он представлен произведениями едва ли не для всех инструментов оркестра, включая и такие специфические, как контрабас и туба. В концерте прозвучит Соната для арфы соло, сочинение 1939 года.
Генрих (Эрик) Шмидт – немецкий композитор, музыковед и музыкальный педагог. Обучался в Королевском музыкальном университете в Мюнхене. Преподавал в Педагогическом колледже в Байройте. Значительная часть его теоретических трудов была посвящена хоровому пению. Он также был автором учебника по органостроению. Как композитор Шмидт писал преимущественно органные концерты, хоры и песни. В программе прозвучит его Этюд №6 для арфы соло соль минор.
Программу продолжит «Рассвет на Москва-реке» – Увертюра к опере Мусоргского «Хованщина», признанному шедевру мировой оперной классики. Над оперой композитор работал восемь лет, но так и не успел закончить, после его смерти работу продолжил Римский-Корсаков. Увертюра создавалась в 1873-1874 годах. Это вступление – удивительной красоты пейзажная зарисовка пробуждающейся природы, символизирующая грядущие на Руси перемены, надежды на светлое будущее. Композиция прозвучит в концертной версии для арфы соло Валерия Кикты.
Габриэль Форе, 100-летие со дня смерти которого отметили 4 ноября – французский композитор конца XIX – начала ХХ веков писал почти во всех современных ему жанрах, особенно был популярен своими сочинениями для фортепиано и скрипки, хоровыми произведениями, циклами песен. За красоту и благородство звучания музыки Дебюсси называл его «мастером очарований». В самом содержании музыки Форе угадывались черты уникальной личности композитора, открытого новым веяниями музыки ХХ века. В концерте прозвучит Экспромт для арфы соло ре-бемоль мажор.
В 1915 году Дебюсси задумал сочинить шесть сонат для различных инструментов в старинном стиле. Полностью осуществить замысел не получилось. Написаны были только три. Соната для виолончели и фортепиано ре минор открывала цикл. В сонате три части: Пролог – Серенада – Финал. В ней много оригинальных приемов по части ритмов, гармоний и фактур; партия виолончели очаровывает богатством регистровых контрастов и штрихов. Композитор посвятил сочинение жене, как и все сонаты серии. Под своим именем на титульных листах ставил подпись: «Французский музыкант».
Соната для виолончели и фортепиано соль минор – последнее прижизненно опубликованное сочинение Фридерика Шопена. Она была написана в 1846 году для виолончелиста Огюста Франкомма, с которым композитора связывала многолетняя дружба. Сонату принято считать наименее «шопеновским» сочинением позднего периода из-за присутствия неоклассических тенденций. Такой «эксперимент» для самого композитора был нелегок – Соната писалась с большим трудом: «То доволен, то нет, бросаю ее в угол, а потом снова подбираю». Премьера состоялась в феврале 1848 года в Париже. Это было последнее публичное выступление Шопена.
Екатерина Дворецкая (арфа), 21 год – студентка Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс Заслуженной артистки РФ, доцента Елены Ильинской). Победительница XV Международного конкурса молодых музыкантов в номинации «Струнные инструменты» (Москва,2019). Лауреат V Международного конкурса музыкантов-исполнителей «Классическая Академия» (Москва,2020). Лауреат 21 Израильского арфового международного конкурса (2022). Стипендиат Фонда В. Спивакова, фонда «Новые Имена» (2019). Участница программ Дома музыки с 2020 года.
Илья Михайлов (виолончель), 25 лет – студент Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс Народного артиста России, профессора Александра Рудина). Лауреат II премии Всероссийского конкурса-фестиваля им. М.М. Ипполитова-Иванова (Москва, 2020). Лауреат III премии Международного конкурса камерных ансамблей и струнных квартетов им. Рубинштейна в составе квартета «Rebellion» (Москва, 2020). Лауреат III премии IV Всероссийского музыкального конкурса (2022). С 2019 года является обладателем Гранта Президента РФ. Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2022 года.
Иван Кощеев (фортепиано), 30 лет – выпускник Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (класс заслуженного артиста России, профессора Андрея Диева), где с 2019 года является ассистентом-стажером в классе того же педагога. Лауреат II премии XVIII Международного конкурса имени Марии Юдиной среди солистов (Санкт-Петербург, 2017). Победитель и обладатель двух специальных призов XII Международного конкурса пианистов им. А. Алиевой (Франция – Швейцария, 2018). Лауреат II премии и обладатель приза зрительских симпатий 18 международного конкурса пианистов MozArte (Германия, 2022). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2019 года.
27 ноября 2024 г. Начало концерта в 19.00
Санкт-Петербург. Наб.Мойки, 122. Английский зал Дома музыки
Стоимость билетов: 500 – 700 руб.
Телефон кассы: +7 (812) 400-1-400
Аудитория: 12+
«Вечера в Английском зале» – цикл камерных концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, который проходит с 2011 года на родной сцене – в жемчужине Алексеевского дворца – Английском зале. Благодаря обильной лепке и резьбе по дереву, украшающим зал, он отличается превосходной акустикой. Для выступлений в цикле приглашаются успешные молодые солисты – участники программ Дома музыки, а также выдающиеся артисты России и всего мира.
Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Информация: www.spdm.ru +7 (812) 702-60-96