Три вечера восхитительной классики.
15 декабря (в пятницу), 21 декабря (в четверг) и 25 декабря (в понедельник) Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина приглашает на концерты цикла «Вечера в Английском зале». В историческом зале Алексеевского дворца – Дома музыки (наб.Мойки, 122) выступят лауреаты международных конкурсов: Мирослав Култышев (фортепиано), Павел Милюков (скрипка), Данила Владыко (виолончель), Филипп Создателев (кларнет), Михаил Усов (скрипка), Фёдор Освер (гобой); партия фортепиано – лауреаты международных конкурсов Андрей Телков и Тимофей Доля.
15 декабря (в пятницу) в 19.00 программу вечера откроет Вторая соната для скрипки и фортепиано ре минор Шумана.
«Музыка Шумана … затрагивает струны, которых еще не коснулись его великие предшественники», – писал Чайковский. В 1851 году Шуман работал над скрипичной сонатой, по просьбе концертмейстера Лейпцигского оркестра Фердинанда Давида. Результатом своего труда композитор был недоволен, посчитал сочинение недостойным такого исполнителя как Давид и написал Вторую сонату, снабдив ее подзаголовком «Большая». Сочинение, состоящее из четырех частей, получилось масштабным, эмоционально насыщенным и драматически напряженным.
Первую сонату для скрипки и фортепиано соль мажор Брамс написал в 1879 году. Это сочинение автобиографично, отражает переживания, связанные со смертью Феликса Шумана (младшего сына Роберта Шумана), талантливого поэта, на стихи которого Брамс писал песни. В основе замысла произведения – тема столкновения юной жизни и смерти. В этой Сонате композитор использует мотивы своего цикла «Песни юности», благодаря цитируемой песне «Под дождем» Соната получила свое неофициальное название «Соната дождя».
Сонаты Шумана и Брамса исполнит лауреат международных конкурсов, скрипач Павел Милюков. Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Мирослав Култышев.
«Нет ничего более ненавистного, чем музыка без скрытого смысла», - утверждал Шопен. Фортепианная часть вечера будет посвящена его музыке. Откроет блок Шопенианы Фантазия фа минор. Сохраняя импровизационный характер жанра, композитор трактует свою Фантазию как грандиозную романтическую балладу с яркими образами и сменяющимися контрастными эпизодами. Затем прозвучат Три новых этюда для фортепиано B.130, написанные в 1838 году: №1 Andantino фа минор, №2 Allegretto ре-бемоль мажор и №3 Allegretto ля бемоль мажор. Они нацелены скорее на эмоциональную оценку, нежели на техническую составляющую. Болеро ля минор, сочиненное в 1833 году – эксперимент Шопена в испанском стиле. Композитор, в то время ни разу не посещавший Испанию, создал произведение, которое стали называть boléro à la polonaise или «переодетый» полонез, поскольку ритмы пьесы больше напоминают национальный танец родины Шопена. Колыбельная ре-бемоль мажор, написанная в 1843 году, представляет собою вариации на польскую народную песню. Музыка рождает воздушные, причудливые образы и погружает в состояние полного умиротворения. Вариации на тему арии «Là ci darem la mano» из оперы Моцарта «Дон Жуан» – блестящее, виртуозное сочинение 17-летнего композитора, ярко демонстрирующее самобытный стиль автора с присущей ему глубокой выразительностью.
Фортепианные произведения Шопена исполнит лауреат международных конкурсов, пианист Мирослав Култышев.
Мирослав Култышев (фортепиано), 38 лет – выпускник Санкт-Петербургской консерватории им.Н.А.Римского-Корсакова (класс Заслуженного артиста России, профессора Александра Сандлера). С 2012 года преподает на кафедре специального фортепиано Санкт-Петербургской консерватории, с 2020 года - доцент. Победитель Международного конкурса им. П.И. Чайковского (Москва, 2007) и Международного конкурса пианистов Монте-Карло (Монако, 2012). Победитель II Международного фортепианного конкурса ClassicPiano (Дубай, ОАЭ, 2021). В 2005 году был награжден немецким орденом Грифона. Участник программ Дома музыки с 2006 года.
Павел Милюков (скрипка), 39 лет – выпускник Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс Народного артиста России, профессора Владимира Иванова), где в 2012 году окончил аспирантуру. Продолжил обучение в Венской консерватории, Австрия (класс профессора Бориса Кушнира). С 2012 года – солист Московской филармонии. С 2016 года – преподаватель кафедры скрипки в Московской консерватории. Лауреат II премии VIII Сеульского Международного конкурса скрипачей (Южная Корея, 2012). Победитель VIII Международного конкурса им. Арама Хачатуряна (Армения, 2012). Лауреат III премии XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского (Москва, 2015). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2007 года.
21 декабря (в четверг) в 19.00 Рождественский концерт откроет Первая соната для виолончели и фортепиано ми минор Брамса. В жанре камерно-инструментальной музыки особенно ярко проявился талант композитора в художественной детализации образов. В этом сочинении раскрыт широкий диапазон выразительных возможностей инструмента. Трехголосная фуга в Финале – дань уважения Баху.
Затем прозвучат Прелюдия и Жига из сюиты №2 для виолончели соло ре минор Макса Регера – немецкого композитора, органиста и дирижера, в творчестве которого соединились черты неоклассицизма и романтизма.
Тонкая и изящная Прелюдия соль-бемоль мажор Рахманинова, завершающая цикл из десяти прелюдий ор.23 (1903), построена на принципе непрерывного мелодического развития. Она написана в трехчастной форме с одной темой и серединой, построенной на развитии ее мотивных элементов. Посвящена Александру Зилоти. Прелюдия прозвучит в переложении для виолончели Александра Князева.
Сочинения исполнит лауреат международных конкурсов, виолончелист Данила Владыко. Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Тимофей Доля.
Три пьесы-фантазии для кларнета и фортепиано, написанные в 1849 году, Шуман сначала назвал «Вечерние пьесы», они, вероятно, и предназначались для вечернего домашнего музицирования. Позднее он переименовал цикл – слово Fantasiestücke ему очень нравилось, так он неоднократно называл свои камерные опусы. Три разнохарактерные миниатюры он мастерски связал музыкальной нитью, поместив в третью часть мотивы двух предыдущих пьес.
Французский композитор Эжен Бозза, известный, в первую очередь, как создатель камерных сочинений для духовых инструментов, своей пьесой «Буколика» для кларнета и фортепиано побуждает вспомнить античную поэзию. В этой миниатюре, написанной в 1949 году, автор создает красочную картину сельской жизни, передает красоту природы.
Первая рапсодия для кларнета и фортепиано соль-бемоль мажор была написана Клодом Дебюсси в 1909 году, когда он работал в жюри конкурсов духовых инструментов в Парижской консерватории. Сочинение, созданное в импровизационной манере, построено на чередовании разнохарактерных эпизодов, создающих яркую, образную картину природы. Композитор называл Рапсодию одной из самых «приятных» своих пьес. Произведение посвящено известному французскому кларнетисту и педагогу Просперу Мимару.
Шарль-Мари Видор – выдающийся французский композитор и органист; основу его творчества составляют масштабные органные сочинения, в той или иной степени повлиявшие на произведения других жанров. Интродукция и Рондо для кларнета и фортепиано, написанные в 1898 году, были предназначены для одного из конкурсов Парижской консерватории. Это блестящий концертный номер, позволяющий солисту раскрыть выразительные возможности инструмента, используя весь богатый технический потенциал.
Сочинения исполнит лауреат международных конкурсов, кларнетист Филипп Создателев. Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков.
Филипп Создателев (кларнет), 20 лет – студент Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (класс Андрея Казакова). Лауреат I премии музыкального конкурса «Crescendo International Music Competition» (2019). Лауреат I премии международного конкурса «Вебер кларнет» (2021). Лауреат III премии V международного конкурса им. Н.А. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург, 2022).
Данила Владыко (виолончель), 22 года - студент Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс Заслуженного артиста РФ, профессора Алексея Селезнёва, в настоящее время – класс заслуженного артиста РФ Александра Князева). Лауреат II премии II Международного летнего фестиваля-конкурса (Москва, 2018). Лауреат II премии I Всероссийского конкурса молодых музыкантов «Созвездие» (ОЦ «Сириус», Сочи, 2019). Обладатель звания «Лучший участник II тура» XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (Москва, Санкт-Петербург, 2023). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2019 года.
25 декабря (в понедельник) в 19.00 Рождественский вечер в Английском зале Дома музыки откроет таинственная и прекрасная Соната для скрипки соль минор «Дьявольские трели» итальянского скрипача и композитора эпохи барокко Джузеппе Тартини. Эту Сонату, окончательный вариант которой появился примерно к 1740-му году, он считал своим лучшим сочинением. По легенде, композитор услышал ее во сне.
Цикл Дворжака 4 романтические пьесы для скрипки и фортепиано появился в январе 1887 года. Фактически это аранжировки композитора сочиненных ранее миниатюр для двух скрипок и альта. Дворжак считал, что миниатюры рассчитаны скорее на любителей, тем не менее работал над ними с удовольствием. Однако почти сразу же переделал их для ансамбля скрипка – фортепиано. В этом варианте пьесы и покорили концертную эстраду.
Ян Сибелиус, крупнейший симфонист, был также признанным мастером сочинений для театра. Причем, его театральная музыка сразу после премьер начинала исполняться в симфонических концертах в виде оркестровых сюит. В 1906 году композитор написал музыку к драме Яльмара Прокопе «Пир Валтасара» на библейский сюжет. Затем на основе музыки к спектаклю появилась Сюита. В программе прозвучит Ноктюрн из Сюиты для оркестра «Пир Валтасара» фа-диез минор, а затем – Мазурка из сборника 5 пьес для скрипки и фортепиано op.81.
Франц Ваксман, американский композитор и дирижер польского происхождения, широко известный как автор более 150 голливудских саундтреков, в 1946 году сочинил Фантазию для скрипки, куда ввел основные темы оперы Бизе «Кармен». Мастер оркестровки, он виртуозно соединил оригинальные мотивы произведения с собственными мелодиями. Фантазия на темы из оперы Бизе «Кармен» стала самым популярным произведением композитора, звучащим на всех континентах.
Сочинения исполнит лауреат международных конкурсов, скрипач Михаил Усов. Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков.
Адажио и Аллегро Шумана созданы в период творческого взлета композитора. Изначально они были написаны для валторны и фортепиано и предназначались для домашнего музицирования. Однако очень скоро стали популярны на концертной эстраде. В программе композиция прозвучит в переложении для гобоя и фортепиано американского гобоиста Лукарелли.
Соната для гобоя и фортепиано – одно из последних сочинений Сен-Санса. Он работал над нею два месяца, находясь в Ажире в начале 1921 года. Первая часть – пасторальное Andantino. Вторая часть – Allegretto – импровизационная в крайних разделах и танцевальная, с оттенком старины, в среднем. Третья часть – Molto allegro – это энергия движения.
Французский композитор, воспитанник Парижской консерватории Эжен Бозза стал знаменит в основном благодаря своим камерным сочинениям для духовых инструментов, в которых явно прослеживаются традиции великих французов-экспрессионистов, прежде всего, Дебюсси. В концерте будет исполнена его лирическая Пасторальная фантазия для гобоя и фортепиано.
Антонио Паскулли, выдающегося итальянского гобоиста и дирижера современники называли «Паганини гобоя». Как и Паганини, не найдя достаточного репертуара для своей экстраординарной техники, Паскулли сочинял виртуознейшие произведения, которые сам и исполнял. Его сочинения действительно «дьявольски» трудны даже для современных исполнителей. Его любимым жанром были фантазии на оперные темы. Рождественский вечер завершит его композиция «Приятные воспоминания о Травиате» для гобоя и фортепиано.
Исполняют: лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского, гобоист Фёдор Освер; партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков.
Фёдор Освер (гобой), 20 лет - студент Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс профессора Алексея Уткина). Победитель III Международного конкурса-фестиваля молодых исполнителей на духовых и ударных инструментах им. Гнесиных (Москва, 2020). Победитель XII Международного конкурса Московской консерватории среди исполнителей на духовых и ударных инструментах (Москва, 2021). Лауреат II премии XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (Москва, Санкт-Петербург, 2023). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2021 года.
Михаил Усов (скрипка), 20 лет - студент Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского (класс Заслуженной артистки России Татьяны Беркуль). Лауреат конкурса скрипачей им. Андреа Постаккини (Италия, 2018). Лауреат II премии Всероссийских Дельфийских игр (Владивосток, 2018). Лауреат III премии Международного конкурса имени П. Столярского (Одесса, 2021). Победитель IV Всероссийского музыкального конкурса (2022). Обладатель звания «Лучший участник II тура» XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (Москва, Санкт-Петербург, 2023). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2022 года.
15, 21 и 25 декабря 2023 г. Начало концертов в 19.00
Санкт-Петербург. Наб.Мойки, 122. Английский зал Дома музыки
Стоимость билетов: 500-1200 руб.
Телефон кассы: +7 (812) 400-1-400
Аудитория: 12+
«Вечера в Английском зале» – цикл камерных концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, который проходит с 2011 года на родной сцене – в жемчужине Алексеевского дворца – Английском зале. Благодаря обильной лепке и резьбе по дереву, украшающим зал, он отличается превосходной акустикой. Для выступлений в цикле приглашаются успешные молодые солисты – участники программ Дома музыки, а также выдающиеся артисты России и всего мира.
Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Информация: www.spdm.ru +7 (812) 702-60-96