01
марта
Среда
19:00
2017
Стоимость билетов:
300-600 рублей
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.20
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 314-10-58
Афиша концерта:
симфонический концерт
I отделение

П.Чайковский (1840-1893). Полонез из оперы «Евгений Онегин» op.24
 
Ф.Шопен (1810-1849). Концерт № 2 для фортепиано с оркестром  фа минор ор.21 

Солист – лауреат XV Международного конкурса им. П.И.Чайковского
Сергей Редькин (фортепиано)
II отделение

И.Брамс (1833-1897). Концерт для скрипки с оркестром ре мажор ор.77 

Солист – лауреат международных конкурсов
Айлен Притчин (скрипка)

Симфонический оркестр государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга

Художественный руководитель и главный дирижер – Народный артист России, Александр Чернушенко

Дирижер – Народный артист России Александр Чернушенко

IN ENGLISH

О программе концерта

Опера «Евгений Онегин» была создана П. И. Чайковским в 1878 году; композитор дал ей определение «лирические сцены», подчеркнув тем самым значимость в сочинении темы любви. Два контрастных мира – сельской помещичьей усадьбы и блистательного Петербурга — стали фоном для представления разных сторон образа Татьяны и Онегина, этому в немалой степени способствуют танцевальные эпизоды оперы. Если на празднике в усадьбе звучит прекрасный «провинциальный» вальс, то в петербургском дворце обязателен торжественный Полонез. Эта блестящая оркестровая пьеса введена композитором в III действие, в сцену бала у петербургского сановника, где заново встречаются Татьяна и Онегин. Полонез стал одним из самых известных оркестровых эпизодов сочинения.
Польский композитор и пианист Фредерик Шопен известен в первую очередь своими фортепианными сочинениями, составившими важнейшую часть пианистического репертуара исполнителей XIX-XXI веков. В 1829 и 1830 годах композитором были написаны два концерта, в которых проявилось блестящее мастерство  музыканта–виртуоза. Концерт для фортепиано с оркестром № 2 считается одним из самых блестящих инструментальных концертов эпохи романтизма. Премьера концерта состоялась на Родине композитора, в Варшаве 17 марта 1830 года, партию фортепиано исполнил сам автор. Гениальное мастерство совсем еще молодого композитора и солиста проявилось в непревзойденном воплощении возможностей виртуозно–концертного пианизма. В сопоставлении двух пластов звучания — фортепианного и оркестрового несомненный приоритет имеет солирующий инструмент. Ему поручено экспонирование тем, их активное развитие; его импровизационная свобода, особенно ярко проявляющаяся в каденциях, словно обретает в оркестре поддержку, темброво обогащающую звучание фортепиано. Три традиционные части (I. Maestoso. II. Larghetto. III. Allegro vivace), сохраняя внешне черты классического цикла, в действительности обозначают путь преодоления сложившихся форм. Поразительной красоты мелодии, в которых отчетливо слышны напевы родной Польши, новаторское звучание гармонии, сложное фактурное письмо — и над всем этим бесконечный полет юношеской фантазии, которую оказалось возможным выразить в звуках. Концерт сразу завоевал признание современников, а Ф. Лист говорил, что в нём «есть места поразительного величия».
Скрипичный концерт D-dur был создан выдающимся немецким композитором Иоганнесом Брамсом летом 1878 года и считается одним из самых ярких произведений скрипичного репертуара. В процессе работы композитор постоянно консультировался с известным виртуозом И. Иоахимом, которому впоследствии посвятил свое сочинение. Его же Брамс попросил написать каденцию к первой части. В Скрипичном концерте, как и ранее в фортепианных концертах, Брамс пошел в определенной мере наперекор сложившимся традициям: вместо выдвижения партии солиста на первый план, он заставил скрипача подчиниться оркестру, в отдельных эпизодах почти слиться с ним.
В трехчастной композиции произведения (I. Allegro non troppo. II. Adagio. III Allegro giocoso, ma non troppo vivace) Брамс значительно усилил роль первой части: она по масштабам превышает совместное звучание двух последующих частей. Изменил композитор в ней и характеры основных тем: обычно драматическая главная партия в Концерте звучит пасторально, лирическая побочная приобрела драматический оттенок, активные интонации введены в заключительную партию.
Концерт изначально задумывался как четырехчастный, но вскоре Брамс отказался от этой мысли. Он писал Иоахиму: «Средние части я убрал — конечно, они были лучшими, — и заменил жалким Адажио». Самокритичность Брамса не помешала ему создать удивительно выразительную медленную часть. Она начинается мягкой, красивой мелодией, исполняемой гобоем, в ее основу положены чешские фольклорные мотивы. Примечательно, что она основывается на музыкальном девизе Брамса: FAF («Frei aber Froh») – «Свободный, но счастливый».
Как яркий контраст по отношению к первой и второй части Концерта возникает его финал, основанный на венгерских народных темах. Эмоционально подчеркнутые интонации, богатая и разнообразная ритмика, масштабность и энергия звучания, где скрипка воссоздает стиль игры народных исполнителей, — все это рождает ощущение праздничного завершения многогранной вереницы событий.
Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин