04
апреля
Среда
19:00
2018
Стоимость билетов:
300 рублей
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 70
Схема проезда
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
«От классицизма к импрессионизму»
I отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

Дж.Россини (1792-1868). 
Интродукция, тема и вариации для кларнета и фортепиано 
Р.Шуман (1810-1856). Три романса ор.94
К. Дебюсси (1862-1918). Первая рапсодия для кларнета и фортепиано L116

Исполняет – лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского
Лев Журавский (кларнет)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Илья Папоян
II отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

Ф.Шопен (1810-1849). Полонез-фантазия №7ля-бемоль мажор op.61
4 мазурки оp.30 
М.Равель (1875-1937). Сюита «Гробница Куперена» (1917)

Исполняет – лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского
Илья Папоян (фортепиано)

IN ENGLISH

О программе концерта

Имя Джоакино Россини в истории европейской музыки традиционно связывают с его лучшими образцами в жанре комической оперы, и блистательный «Севильский цирюльник», созданный в 1816 году, остается до наших дней одним из самых исполняемых сочинений. Все свои оперы Россини, как известно, написал за первые 20 лет творчества, последующие же почти 40 лет композитор почти ничего не создавал, лишь изредка обращаясь к инструментальным, хоровым и вокальным произведениям. Оперный период деятельности ознаменовался у Россини созданием произведений и в других жанрах. Среди них выделяется Интродукция и тема с вариациями для кларнета с оркестром Си-бемоль мажор, написанные в 1810 году. Произведение в полной мере несет на себе отпечаток виртуозного стиля композитора: медленная Интродукция (Andante sostenuto) ассоциируется с вступлениями к операм; Тема (Аllegretto) предстает как сложная виртуозная ария, претерпевающая в вариациях многочисленные изменения и появляющаяся каждый раз в обновленном виде.
Три романса для гобоя и фортепиано оp. 94 были написаны Робертом Шуманом в качестве рождественского подарка его супруге Кларе Шуман в декабре 1849 года. Жанровое определение пьес («романсы») изначально подчеркнуло их лирическую образную сферу, где преобладают элегические настроения и лишь изредка вторгаются драматические нотки. Композитор тонально объединил романсы (крайние пьесы написаны в ля миноре, центральная — в Ля мажоре), словно подчеркивая их единство. Выразительность цикла обеспечила его популярность у исполнителей; очень скоро сочинение стало звучать в дуэтах кларнета и фортепиано, скрипки и фортепиано, а позднее было сделано его переложение для виолончели и фортепиано.
В 1909 году Клод Дебюсси был приглашен в Совет директоров Парижской консерватории. Одно из первых поручений ему было связано с заказом на создание двух произведений для кларнета для предстоящих экзаменов. Результатом явилось написание Первой рапсодии, впервые исполненной через год в консерватории. Через год Дебюсси оркестровал это сочинение. Представитель музыкального импрессионизма, Дебюсси и в Первой рапсодии сохраняет верность художественному направлению. Он раскрывает выразительную картину природы в ее изменчивом, постоянно меняющемся настроении. Избранный композитором жанр рапсодии — сочинения в свободном, импровизационном стиле, построенном на чередовании разнохарактерных эпизодов — позволяет создать наполненное тончайшими нюансами звуковое полотно, где кларнет, как подлинный певец природы, ведет свою изящную инструментальную песнь.
В поразительном по богатству жанров, многозначности образов, красоте и одухотворенности фортепианном творчестве Фредерика Шопена были обозначены многие пути, по которым в дальнейшем развивалась европейская музыкальная культура. Но всегда ведущей в сочинениях композитора оставалась тема его Родины; польские элементы неизменно проникали в разные сочинения Шопена, преломляя мелодии и ритмы национального искусства. Поэтому столь часто композитор обращался к жанру полонеза (польского танца-шествия), представляя его то как блестящую концертную пьесу, то как сдержанный монолог. Особую известность приобрел Полонез-фантазия ор. 61 (1846), в котором важную роль играет фантазийное начало, не раз возникающее в сочинениях композитора (Фантазия оп. 49, Экспромт-фантазия оп. 66 и другие произведения). К тому же многое в Полонезе-фантазии, ставшего последним сочинением Шопена в жанре полонеза, роднит его с балладами: вступление, словно вводящее в последующий лирико-драматический раздел, затем постепенное усиление патетического звучания и, наконец, героическое ликование в завершении произведения. Выдающийся пианист Г. Г. Нейгауз, говоря о шопеновских сочинениях, в которых «звучат радость, ликование, благородная человеческая гордость, высокое человеческое достоинство», на первое место ставит Полонез-фантазию: «Я не знаю ничего более подымающего дух, чем весь конец Полонеза-фантазии». Свое сочинение композитор посвятил любительнице музыки мадам А. Вейре.
К жанру мазурки Шопен обращался чаще всего, создав около 60-ти произведений; не случайно последним сочинением композитора стала именно мазурка. К тому же элементы этого польского танца часто проникают в другие сочинения композитора, как бы «просвечивая» сквозь музыкальную ткань. Мазурка стала для композитора символом Родины, ее обобщенным образом. По сравнению с остальными сочинениям Шопена мазурки более скромны, в них почти нет виртуозного блеска, здесь на первый план выходит утонченность, одухотворенность, изящество. Над Мазурками ор. 30 Ф. Шопен работал в 1836-1837 годах. Четыре разнохарактерные пьесы обозначили разные грани народного танца, превратившиеся под пером композитора в необычайно выразительные образные сцены. Мазурка № 1 (Allegretto non tanto) построена на мягких, сдержанных интонациях. Мазурка № 2 (Allegretto), напротив, наполнена скрытой страстностью. Мазурка № 3 (Allegro non troppo), по словам Б. В. Асафьева, напоминает «яркий праздничный цветок», создающих образ «заискрившихся солнечных лучей». Мазурка № 4 (Allegretto) принадлежит к числу пьес поэмного типа, в которых ритмоинтонации мазурки становятся лишь основой для раскрытия череды сложных душевных состояний. Цикл мазурок ор. 30 композитор посвятил принцессе де Вюртемберг, урожденной принцессе Чарторуска)
В фортепианном наследии выдающегося французского композитора-импрессиониста Мориса Равеля сюита «Гробница Куперена» занимает одно из ведущих мест. Работа над произведением, начатая в 1914 году, была закончена лишь три года спустя, став своеобразным музыкальным памятником друзьям композитора, погибшим в мировой войне. Швейцарский пианист и дирижер Альфред Корто писал о сюите: «...никакой памятник слова не мог бы почтить воспоминаний о французах лучше, чем эти светлые песни, эти ритмы, одновременно ясные и гибкие; совершенное выражение нашей культуры и нашей традиции». В 1919 году Равель сделал оркестровую версию сочинения. Старинная форма Tombeau (Гробница) сложилась в XVIII веке и означала «серию пьес, посвященных покойному учителю либо другу». Имя французского композитора и клавесиниста Франсуа Куперена (1668–1733) введено в название сочинения не случайно: именно в творчестве этого «короля клавесина» утвердился тип сюитного последования, где представлены старинные танцы. М. Равель не просто в определенной мере следует идеям Куперена, но сохраняет проникновенный стиль составляющих сюиту частей, каждая из которых – песнь об ушедшем друге:
Прелюдия посвящена памяти лейтенанта Жака Шарло.
Фуга – памяти лейтенанта Жана Круппи.
Форлана – памяти лейтенанта Габриэля Делюка.
Ригодон – памяти Пьера и Паскаля Годенов.
Менуэт – памяти Жана Дрейфуса.
Токката – памяти капитана Жозефа де Марлава.
Первые два номера сюиты представляют собой малый цикл (Прелюдия и Фуга), характерный для эпохи барокко, где легкое, филигранное звучание Прелюдии подготавливает взволнованное звучание трехголосной Фуги (практически единственной в творчестве М. Равеля). Три последующих танца образно контрастны: обаятельная, изящная Форлана (итальянский быстрый танец), написанная в форме рондо, сменяется упругим, четким Ригодоном (провансальский парный танец) и далее неспешным Менуэтом (французский грациозный танец), поражающим выразительными художественными находками. Заключительная виртуозная Токката выполняет функцию финала сюиты, ритмически и динамически насыщенного итога всего сочинения.
 
Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Вход на творческие встречи - бесплатный, по аккредитации.

А билеты на концерты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин