05
декабря
Вторник
19:00
2017
Стоимость билетов:
300-600 рублей
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.20
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 314-10-58
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

В.А. Моцарт (1756-1791). Увертюра к опере-буфф "Свадьба Фигаро"  KV492 

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН 

Дж. Финци (1901-1956). Концерт для кларнета и струнного оркестра ор.31

Солист – лауреат международных конкурсов
Никита Лютиков (кларнет)
II отделение

И. Брамс (1833-1897). Венгерские танцы  WoO 1
№5 фа-диез минор
№6 ре-бемоль мажор
№7 ля мажор

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

Б. Барток (1881-1945). Концерт №1 для скрипки с оркестром ВВ 48а

Солист – лауреат международных конкурсов
Никита Борисоглебский (скрипка)

Симфонический оркестр Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга

Дирижер – Народный артист России Максим Федотов

IN ENGLISH

О программе концерта

Опера-буфф «Свадьба Фигаро» была написана В.А. Моцартом на итальянском языке по пьесе французского драматурга П. Бомарше в 1786 году. Моцарта привлекли яркие характеры комедии, динамичность действия, тонкий французский юмор и одновременно – социальный подтекст пьесы. Ему удалось создать новаторскую во всех отношениях оперу, ставшую одной из самых популярных в мире, уже свыше 200 лет входящую в репертуар многих театров. Музыка Моцарта во многом углубила и обогатила образные характеристики героев, придав благородство слуге (Фигаро), усилив лирическую линию Графини, преобразовав даже исключительно комические персонажи (Марцелина). Оперу, как и произведения Моцарта в целом, очень любил П.И. Чайковский; в одном из писем он отмечает: «Слушая его музыку, я как будто совершаю хороший поступок». Не случайно он собственноручно сделал перевод либретто оперы на русский язык, и в 1884 году она была издана в переводе Чайковского и с его предисловием. Увертюра к опере стала одним из самых ярких ее эпизодов. В ней нет тем, которые потом звучали бы в ходе действия, но она прекрасно передает общий характер действия и развитие событий.

Джеральд Рафаэль Финци – известный британский композитор первой половины ХХ века, последовательно развивавший классические традиции европейского романтического искусства. Финци написаны произведения разных жанров, из которых особую популярность получили вокальные циклы на стихи старшего современника композитора, поэта Т. Харди. Инструментальных сочинений в наследии музыканта сравнительно немного, среди наиболее значимых — Концерт для виолончели и особенно Концерт для кларнета с оркестром (1949), написанный для известного кларнетиста-виртуоза Фредерика Тёрстона и посвященный ему. Драматичность первой части Концерта (Allegro vigoroso, то есть «энергичное аллегро») проявляется в основном в первой, главной теме, но приходящая ей на смену вторая, побочная тема близка песенным лирическим мелодиям вокальных циклов композитора. Вторая часть (композитор сопровождает ее ремаркой Adagio, ma senza rigore, то есть«медленно, но не строго») – прекрасный образец пейзажной лирики, где солирующий кларнет словно воссоздает разнохарактерные звуки природы. Третья часть Rondo. Allegro giocoso («радостное аллегро») – энергичная, светлая, подчас игривая инструментальная картина, где виртуозность кларнета достигает своего апогея.

Венгерские танцы относятся к числу самых популярных сочинений Иоганнеса Брамса. Сотрудничество композитора на определенном этапе с венгерским скрипачом Э. Ременьи открыло ему мелодическое и ритмическое богатство венгерского фольклора. В 1869-1881 годы эти национальные мотивы получили у Брамса воплощение в Венгерских танцах. В отдельных пьесах этого собрания пьес использованы подлинные народные темы, в большинстве же случаев Брамс создает пьесы на основе собственных мелодий. Первоначально Венгерские танцы были написаны для фортепиано в четыре руки, позднее была сделана обработка их для скрипки и фортепиано. В настоящее время Венгерские танцы существуют в переложении для многих оркестровых инструментов и ансамблей. В сегодняшнем концерте прозвучат 3 танца из 21, написанных композитором – самый, пожалуй, известный Венгерский танец № 5 фа-диез минор, торжественный Венгерский танец № 6 ре-бемоль мажор, виртуозный Венгерский танец № 7 ля мажор.

С творчеством венгерского композитора Белы Бартока связана целая эпоха в развитии национальной культуры его страны и одна из неповторимых страниц европейской музыки. Самобытный и яркий художник, Барток, подобно русским композиторам И. Ф. Стравинскому и С. С. Прокофьеву, смело нарушал устоявшиеся традиции, бесконечно расширял образный и жанровый строй сочинений, выдвигая новаторские художественные решения. Наряду с занятиями композицией, он много времени уделял собиранию и изучению венгерского фольклора, создав новое направление в европейской фольклористике. Народное искусство стало и мощной основой его творений, сделав тем самым венгерские фольклорные песни и танцы общезначимым музыкальным элементом. Обращаясь преимущественно к инструментальным жанрам, Барток написал ряд музыкальных композиций, открывающих возможность по–новому воспринимать традиционные инструменты. Всю жизнь тесно связанный с Родиной, Барток в 1940 году вынужден был эмигрировать в США, где и скончался в 1945 году. Первый концерт для скрипки с оркестром был написан композитором в 1908 году, но известным он стал только в конце 1950-х годов. Свое сочинение Барток создавал для молодой скрипачки Штефи Гейер, которой посвятил Концерт и подарил партитуру после завершения работы над ней. Лишь после смерти Ш. Гейер Концерт в 1958 году был исполнен, и с тех пор он остается одним из самых репертуарных сочинений. Музыкальный материал Концерта был использован Бартоком и в другом произведении того же периода: диптихе для скрипки с оркестром «Два портрета», где первая пьеса называлась «Идеал», вторая — «Урод». Пьесы словно обозначили скрытую программность Концерта.

Строение Концерта необычно: он включает две части — медленную первую и динамичную вторую, в которых отражены основные устремления молодого автора. Барток с ранних лет определил для себя необходимые компоненты музыкального звучания — опора на фольклорные элементы, применение приемов полифонии Баха, симфонических принципов Бетховена, гармонического языка Дебюсси. Все это нашло отражение в Концерте. Необычность первой части (Andante sostenuto) проявляется в том, что она — медленная, к тому же написана в форме свободно трактованной фуги. Основная четырехзвучная тема построена по тонам мажорного септаккорда, вначале она исполняется солирующей скрипкой, затем вплетается в сложную полифоническую ткань всего оркестра, где нет резких контрастов, и музыка воспринимается как бесконечное развитие основного мотива. Вторая часть (Allegro giocoso), вступающая без перерыва, написана в форме сонатного аллегро, где в теме главной партии, словно в калейдоскопе, мелькают различные образы — то динамичная народная пляска, то дьявольское скерцо. Но медленная побочная партия возвращает лирические интонации из первой части. На их контрастном столкновении выстраивается все дальнейшее развитие.

Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин