05
декабря
Среда
19:00
2018
Стоимость билетов:
300 руб.
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 70
Схема проезда
Афиша концерта:mir_0512_a1_rus_small
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

И. С. Бах (1685-1750). Трио-соната №1 для органа BWV 525 (переложение для флейты и фортепиано В. и Г. Кирхнеров)
 П. Санкан (1916-2008). Сонатина для флейты и фортепиано
 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Анна Щулькина (флейта)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Елена Серова

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

К. Сен-Санс (1835-1921).  Соната для гобоя и фортепиано ре мажор op.166
 М. Дранишникова  (1929-1994).  «Поэма» для гобоя и фортепиано  (1949)
 

Исполняет – лауреат международного конкурса
Дугар Цыбиков (гобой)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Елена Серова
II отделение

Л. ван Бетховен (1770-1827). Соната №23 «Аппассионата» фа минор ор.57
 
Ф. Шопен (1810-1849). Мазурки ор.30
 Полонез №5 фа-диез минор op.44
 

Исполняет
Вера Иофе (фортепиано)

IN ENGLISH

О программе концерта

 
В творчестве Иоганна Себастьяна Баха органным произведениям отведено весьма значительное место; в некоторых случаях композитор продолжал работать в традиционных жанрах, создавая пассакалии, прелюдии и фуги, токкаты и проч., в других – создавал новые жанры. В 1727–1730 годах Бах работал в Лейпциге в должности кантора в церкви Св. Фомы, а также состоял учителем школы при церкви. К этому времени относится появление в творчестве музыканта нового органного жанра – трио–сонаты, объединенные им в сборник «Шесть сонат» (BWV 525–530). Бах впервые в органном сочинении использовал жанровые приемы, характерные для камерно–инструментальной музыки. Первый биограф композитора И. Н. Форкель писал, что органный цикл «Шесть сонат» создавался мастером для его учеников, но в первую очередь – для сыновей. В каждой из сонат композитор сохраняет трехчастность композиции, построенной по принципу образного и темпового контраста. Трио–соната № 1 в своем изначальном виде была написана в Ми бемоль мажоре. Первая часть, в которой композитор не поставил темпового обозначения, но которая традиционно исполняется как Allegro moderato, представлена как сложная полифоническая пьеса, отмеченная наличием выразительных «галантных» фигур. Медленное, несколько меланхоличное Adagio с его выразительными регистровыми сопоставлениями звучит как отрешенный монолог. Третья часть Allegro вносит элемент танцевальности, эффектно завершая цикл. Трио–соната многократно аранжировалась для разных инструментов, в том числе для флейты. Уже в ХХ веке флейтист В. Кирхнер и исполнитель на клавишных инструментах Г. Кирхнер выполнили переложение сочинения для флейты и фортепиано, транспонировав сочинение в тональность Соль мажор и несколько облегчив тяжеловесную органную фактуру.
Современный французский пианист, композитор и педагог Пьер Санкан известен, в первую очередь, как выдающийся ансамблист, выступавший со многими крупнейшими европейскими исполнителями. Собственные сочинения Санкана связаны с разными жанрами (он написал оперу, балеты, камерные и концертные произведения), но наибольшую известность получила его трехчастная Сонатина для флейты и фортепиано (I. Moderato. II. Andante еspressivo. III. Anime), в которой композитор развивает традиции национальных камерно-музыкальных сочинений. Каждая из частей Сонаты построена как выразительная, по-французски изящная пьеса, открывающая перед исполнителями возможность передать все оттенки человеческого чувства.
Уже на склоне лет французский композитор К. Сен–Санс задумал создать несколько сонат для духовых инструментов с фортепиано. В одном из писем композитор писал, что он «посвящает свои последние силы» работе над сочинениями для инструментов, «мало избалованных в данном плане». Первым из задуманных опусов стала Соната для гобоя и фортепиано ор. 166 (1921 г.) – небольшая по размерам, выразительная и пластичная. С одной стороны, композитор опирается на классические сонатные принципы, с другой же – привносит в звучание особую камерность и типично французское изящество. Первая часть решена, вопреки традициям, как неспешное Andantino, отмеченное выразительными инструментальными мелодиями и прихотливой ритмикой. Вторая часть Ad libitum. Allegretto. Ad libitum – мягкий лирический дуэт двух инструментов, музыкальная ткань каждого из которых отмечена неповторимыми мелодическими подголосками. Быстрый финал Molto allegro вносит особую энергию, его упругие ритмы подчеркивают активность общего движения. Свое сочинение Сен–Санс посвящает известному гобоисту Луи–Жану–Батисту Ба.
Марина Владимировна Дранишникова – известная пианистка и композитор, выпускница Ленинградской консерватории (1956), представительница известной музыкальной династии (ее бабушка К. А. Тугаринова была солисткой Мариинского театра, отец В. А. Дранишников – дирижером в театрах Ленинграда и Киева). М. В. Дранишникова выступала в камерно–инструментальных ансамблях со многими солистами и в ряде случаев создавала собственные произведения для таких составов (например, известность получила ее Сюита для смешанного квартета). Среди сочинений композитора выделяется Поэма для гобоя и фортепиано (1949), написанная в результате активных выступлений с еще юным в те годы гобоистом, впоследствии профессором консерватории Владимиром Курлиным, который позднее многократно исполнял это сочинение. В одночастной Поэме для гобоя и фортепиано сохраняются характерные черты этого жанра, ведущего свою историю от симфонических поэм Ф. Листа. И хотя у сочинения М. В. Дранишниковой нет программы, ее содержательное начало открывается, благодаря особой романтической взволнованности и одухотворенности, подчеркнутой экспрессии и сопряжения разных по настроению разделов. Выразительная, технически многогранная партия гобоя ведет диалог с мощной фортепианной партией, в которой слышны отголоски опусов С. В. Рахманинова.
Соната для фортепиано № 23 фа минор, соч. 57, также известная как Аппассионата (итал. аppassionato - воодушевленно, страстно, живо) — одна из самых известных в творчестве Людвига ван Бетховена. Композитор закончил ее в 1806 году – в трудное для себя время, когда начал ощущать признаки прогрессирующей глухоты. Соната имеет посвящение графу Ф. фон Брунсвику, с которым Бетховен был дружен в то время. Название «Appassionata» соната получила уже после смерти композитора, оно было дано одним из ее издателей. Но «программность» сонаты ощутили уже первые слушатели, а на вопросы о содержании музыки Бетховен отвечал кратко: «Прочтите "Бурю" Шекспира».
Трехчастный цикл представляет собой как бы единое целое, и движение устремлено к финалу. Первая часть (Allegro assai), где все темы так или иначе связаны с темой главной партии – самой «неожиданной» у Бетховена, построенной в начале на унисонном движении по тонам минорного трезвучия. Неожиданна и вторая тема – побочная партия, где слышны интонации, близкие французским революционным песням. Вторая часть Аппассионаты характеризуется большей глубиной, философским размышлением. Она решена композитором как Andante (Andante con moto) в форме вариаций, где спокойная тема хорально-гимнического типа развивается в четырех вариациях. Финал относится к числу самых трагичных у Бетховена. Предельно драматичный (Allegro ma non troppoPresto), он вторгается attacca, то есть сразу после второй части, неся в себя безостановочный поток волн пассажей и передавая бурю душевных страстей.
В своем фортепианном творчестве Фредерик Шопен обращался к жанру мазурки чаще всего, создав около 60-ти произведений; не случайно последним сочинением композитора стала именно мазурка. К тому же элементы этого польского танца часто проникают в другие сочинения Шопена, как бы «просвечивая» сквозь их музыкальную ткань. Мазурка стала для композитора символом Родины, ее обобщенным образом. По сравнению с остальными сочинениям Шопена мазурки более скромны, в них почти нет виртуозного блеска, здесь на первый план выходит утонченность, одухотворенность, изящество. Четыре мазурки ор. 30 были написаны мастером в 1835–1837 годах. Первая из них (до минор) представляет собой сдержанную по характеру миниатюру, где черты мазурки соединяются с элементами еще одного национального танца –куявяка. Вторая мазурка (си минор) контрастна первой по настроению. Она подчеркнуто темпераментна, стремительна, в ней композитор словно ищет новые выразительные приемы. Третью мазурку (Ре бемоль мажор) известный музыковед Б. В. Асафьев рассматривал как «яркий праздничный цветок, пробуждающий ощущение заискрившихся солнечных лучей». Четвертая мазурка (до диез минор) относится к группе масштабных пьес, приближающихся к поэме. В ней отчетливо слышны ностальгические нотки, композитор детально раскрывает трагизм переживаний, словно всплывающих непроизвольно в праздничной атмосфере бала.
Полонез – еще один танец родной Польши, он вошел в творчество Ф. Шопена в двух основных видах: как скромный танец и как героический гимн. Полонез фа диез минор ор. 44, созданный в 1841 году, относится ко второй группе, он стал своеобразным манифестом трагической героики в творчестве композитора. Сам Шопен называл его «родом фантазии в форме полонеза», подчеркивая разнохарактерность масштабных эпизодов в структуре сочинения. Действительно, безудержный первоначальный мотив, словно вихрь, сметающий все на своем пути и проходящий через весь полонез, сменяется картинными эпизодами шествия или идиллической сельской сценкой. Но в итоге он все равно возвращается в завершении сочинения. Свой опус композитор посвятил соотечественнице Людмиле Комар, в замужестве графине Буво–Крайон, члену польского комитета эмигрантов в Париже.
 
Проф. З.М. Гусейнова
 
 

Кассы и билеты

Вход на творческие встречи - бесплатный, по аккредитации.

А билеты на концерты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Dugar Tsybikov_photo
Vera Iofe piano