11
октября
Среда
19:00
2017
Стоимость билетов:
300-600 рублей
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.20
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 314-10-58
Афиша концерта:
симфонический концерт
I отделение

Д.Шостакович (1906-1975). Романс из Сюиты «Овод» ор.97

Д.Шостакович (1906-1975). Концерт №2 для фортепиано с оркестром ор.102

Солист – лауреат XV Международного конкурса им. П.И.Чайковского
Сергей Редькин (фортепиано)
II отделение

С. Прокофьев (1891-1953). Симфония-концерт для виолончели с оркестром

Солист – лауреат международных конкурсов
Федор Амосов (виолончель)

Симфонический оркестр государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга

Художественный руководитель и главный дирижер – Народный артист России, Александр Чернушенко

Дирижер – Алексей Васильев

АБОНЕМЕНТЫ В ПРОДАЖЕ

IN ENGLISH

О программе концерта

Дмитрий Дмитриевич Шостакович был одним из первых композиторов нашей страны, обратившихся в жанру музыки в кино. Его ранний опыт — написанная в 1929 году музыка к немому кинофильму Г. Козинцева и Л. Трауберга «Новый Вавилон» предвосхитила многие будущие открытия советского кинематографа. Практически все фильмы, музыку к которым писал Шостакович (их в общей сложности более 30), завоевали мировое признание — «Встречный» (1932), «Человек с ружьем» (1938), «Молодая гвардия» (1948), «Гамлет» (1964), «Король Лир» (1971) и др. Музыку к кинофильму «Овод» по роману Э. Л. Войнич Д. Д. Шостакович создал в 1955 году, включив в нее 24 ярких музыкальных эпизода. На их основе композитором Л. Т. Атовмьяном была в 1960 году создана оркестровая сюита. Одним из центральных ее номеров стал, как и в фильме, «Романс», прекрасная, одухотворенная мелодия которого раскрывает образ бесконечной любви.
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Д. Д. Шостакович создал в 1957 году. Исследователи часто определяют его как своеобразное «интермеццо» между двумя значительными симфониями композитора – № 10 и № 11. Сочинение предназначалось сыну композитора Максиму, который включил его в свою экзаменационную программу при поступлении в Московскую консерваторию. Такая направленность Концерта обусловила особенности его образного решения, исследователь В. А. Васина-Гроссман писала, что характер музыки «определяют образы юности, или, пожалуй, отрочества — переходной поры от детства к юности». Композитор не впервые осуществляет подобный замысел; ранее, в 1953 году им было написано молодежное Концертино для двух фортепиано. Как всегда предельно строгий к себе Д. Д. Шостакович не очень высоко оценивал новый опус, он писал своему другу Эдисону Денисову: «Сочиняю плохо. Закончил фортепианный концерт, не имеющий никакой художественно-идейной ценности». Невероятная популярность и активное исполнение Концерта сразу опровергли суровую оценку автора, сочинение остается одним из самых репертуарных. Его отличает особый лаконизм используемых технических средств, идущий от знаменитых «Афоризмов» (1927), к тому же в нем сильно комическое начало.
Концерт сохраняет традиционную трехчастную форму с чередованием частей по принципу «быстро – медленно – быстро», но каждая из них решена по-настоящему новаторски. Стремительное сонатное аллегро первой части (Allegro con brio) обнаруживает черты рондальности. Оно построено на жанровых мелодиях преимущественно маршевого характера, где тема главной партии представляет собой фанфару, пионерский марш, а тема связующей партии — марш-скерцо. Лишь в теме побочной партии традиционно слышны лирические элементы. Динамичная разработка основана на разнообразных пианистических приемах концертирования: октавы, аккордовая техника, репетиции и проч. Динамичная реприза утверждает приоритет главной партии. Вторая медленная часть (Andante) начинается с изложения темы у оркестра и фортепиано, во втором случае напоминая по фактуре ноктюрн. Подчеркнутая романтичность Andante выразительно оттеняет динамику крайних частей, без перерыва переходя в финальное Allegro. Наряду с собственными темами композитор в него включает цитату из хорошо известного всем пианистам инструктивного сборника Ш. Ганона «Пианист-виртуоз», вводит эпизоды, близкие «Петрушке» И. Стравинского и др. В результате рождается звуковое полотно необычайной художественной силы, наполненное юмором и гротеском.
Творчество Сергея Сергеевича Прокофьева открыло одну из самых ярких страниц мировой музыкальной культуры ХХ века. Автор множества сочинений самых разнообразных жанров, создатель нового направления в музыке, Прокофьев оказал мощное влияние на искусство отечественных и зарубежных композиторов-современников.
Симфония-концерт для виолончели с оркестром e-moll (op. 125) стала последним крупным произведением С.С. Прокофьева. Оно было закончено композитором в 1952 году. В основе сочинения лежит Концерт для виолончели с оркестром, создававшийся композитором в 1933-1938 годах, который Прокофьев в своей последней редакции коренным образом переработал. Давая новой редакции название «Симфония-концерт», Прокофьев не только подчеркивал монументальность сочинения, значительную роль его оркестровой партии, но и подлинный драматизм, сближающий его с собственными симфониями № 5 и № 6. В течение всего времени создания Симфонии-концерта Прокофьев активно сотрудничал с М. Л. Ростроповичем, которому и посвятил свое сочинение. Знаменательной стала премьера Симфонии-концерта: она была исполнена 18 февраля 1952 г. Московским молодежным оркестром под управлением Святослава Рихтера; солировал Мстислав Ростропович.
Сохраняя в своем сочинении трехчастную форму концерта, Прокофьев переосмыслил в нем соотношение традиционных частей: первая часть (Andante) выполняет функцию лирико-эпического вступления; во второй части (Allegro guisto) сосредоточен основной драматизм звучания, данная часть выделяется яркостью и богатством художественных образов; третья часть (Andante con moto) решена в жанровом ключе; она написана композитором как двойные вариации и построена на ярких контрастах.
Партия солирующей виолончели выписана Прокофьевым с особым блеском и виртуозностью. Композитор поручает виолончели исполнение ведущих тем, давая ей возможность продемонстрировать и кантиленность, и драматическую монологичность, и энергичную моторику. Солирующий инструмент, несмотря на противостояние мощи оркестра, сохраняет лидирующее значение на протяжении сочинения.

Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Федор Амосов