200-600 рублей
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.20
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 314-10-58
В.А.Моцарт (1756-1791). Увертюра к опере-буффа "Свадьба Фигаро" KV492
К.Вебер (1786-1826). Концерт №2 для кларнета с оркестром Ми бемоль мажор ор.74
Солист лауреат международных конкурсовНикита Лютиков (кларнет)
II отделение
Д.Шостакович (1906-1975). Три фантастических танца для фортепиано ор.5
Д.Шостакович (1906-1975). Концерт №1 для фортепиано с оркестром до минор ор.35
Сергей Редькин (фортепиано)
Симфонический оркестр Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер Алим Шахмаметьев
О программе концерта
Опера-буффа «Женитьба Фигаро» ("Свадьба Фигаро") была написана В.А. Моцартом (1756-1791) на итальянском языке по пьесе французского драматурга П. Бомарше в 1786 году. Моцарта привлекли яркие характеры комедии, динамичность действия, тонкий французский юмор. Ему удалось создать новаторскую во всех отношениях оперу, ставшую одной из самых популярных в мире, уже свыше 200 лет входящую в репертуар многих театров. Музыка Моцарта во многом углубила и обогатила образные характеристики героев, придав благородство слуге (Фигаро), усилив лирическую линию Графини, преобразовав даже исключительно комические персонажи (Марцелина).
Оперу, как и произведения Моцарта в целом, очень любил П.И. Чайковский; в одном из писем он отмечает: «Слушая его музыку, я как будто совершаю хороший поступок». Не случайно он собственноручно сделал перевод либретто оперы на русский язык, и в 1884 году она была издана в переводе Чайковского и с его предисловием.
Увертюра к опере является одним из самых ярких ее эпизодов. В ней нет тем, которые потом звучали бы на протяжении оперы, но она прекрасно передает общий характер действия и развитие событий.
Крупнейший немецкий композитор-романтик и дирижер Карл Мария фон Вебер (1786-1826), автор оперы «Волшебный стрелок», был известен и как автор произведений с участием кларнета. Среди его сочинений - два концертино и два концерта для кларнета с оркестром, Квинтет для кларнета и струнных, Большой концертный дуэт для кларнета и фортепиано. Кларнет играл большую роль и в других сочинениях композитора, например, именно этот инструмент стал лейттембром Агаты в «Волшебном стрелке».
Оба Концерта для кларнета с оркестром были написаны композитором один за другим и впервые исполнены в 1811 году. Они создавались Вебером для известного кларнетиста того времени К. Бермана по заказу короля Баварии Макса Иосифа. Сохраняя традиционную трехчастную форму сочинения (Allegro - Romanza. Andante con moto - Alla Polacca), композитор одновременно привносит в него новые, романтические черты. Очень выразительно звучит быстрая первая часть, где после длительного оркестрового вступления главная тема у солирующего кларнета – виртуозная, ритмически сложная — вступает в диалог с оркестром, «переигрывая» его и заставляя следовать за собой. Прекрасная, чисто кларнетовая тема второй части (Романс) своей распевностью, обусловленной природой солирующего инструмента, представляет образец истинной лирики, подкрепленной мягким аккомпанементом оркестра. Лишь на мгновение в это звучание вторгаются чуждые, резкие интонации с тем, чтобы затем острее почувствовать возвращение основного образа. Финал Концерта – одно из самых популярных творений Вебера. Его польские элементы, проявляющиеся уже в начальной, ритмически прихотливой виртуозной теме, словно перебрасываются от солиста к оркестру, создавая яркую, многохарактерную композицию. Все это позволяет говорить о том, что в произведении Вебера закладывается новый подход к трактовке жанра инструментального концерта, его новое романтическое видение.
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 c-moll Д. Д. Шостакович создал в 1933 году, и осенью того же года сочинение прозвучало впервые в Большом зале Ленинградской филармонии, где партию солиста исполнил автор. Как в большинстве своих произведений, Шостакович по–особому трактует традиционный жанр, привнося в привычную концертную форму новые элементы. Во–первых, первоначально Концерт был задуман как сочинение для трубы, и «память» об этом сохраняется в той большой роли, которую играют в законченном сочинении сольные эпизоды трубы, состязающейся с фортепиано. Во-вторых, композитор насыщает музыкальную ткань Концерта звучанием чужих мелодий, вводя реминисценции известных музыкальных тем из произведений Й. Гайдна (Соната для фортепиано Ре мажор) и Л. ван Бетховена («Аппассионата», «Ярость по поводу потерянного гроша»). Выразительным элементом становится цитирование популярной одесской песни «Как шумно было в доме Шнеерсона», а в четвертой части Концерта использована тема финала, созданного Шостаковичем в качестве вставного номера к опере Э. Дресселя «Бедный Колумб», которую в 1929 году собирались ставить в Ленинградском Малом оперном театре и для которой молодой Шостакович написал дополнительные номера. В результате в рамках четырехчастного концертного цикла (1. Allegretto. 2. Lento. 3. Moderato. 4. Allegro con brio) возникает намеренно созданное композитором совмещение серьезного и смешного пластов. Шостакович, говоря о сочинениях 20-30-х годов, отмечал: «Я хочу отвоевать законное право на смех в так называемой “серьезной” музыке. Когда слушатель громко смеется в моем симфоническом концерте, меня это нисколько не шокирует, напротив — радует». Необычность звучанию Концерта придает и состав оркестра, в котором отсутствуют ударные и деревянные духовые инструменты (сначала автор даже называл сочинение «Концертом для рояля в сопровождении струнного оркестра и трубы»).
Проф.З.М.Гусейнова
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Академической Капеллы
- Алексеевского дворца
- в Билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
- В интернет-кассе KASSIR.RU
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин