300-600 рублей
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д.30
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 571-83-33
Л.ван Бетховен (1770-1827). Соната №4 для скрипки и фортепиано ор.23
И.Брамс (1833-1897). Соната №1 для скрипки и фортепиано ор.78
Э.Григ (1843-1907). Соната №3 для скрипки и фортепиано до минор ор.45
Солист лауреат международных конкурсовПавел Милюков (скрипка)
Солист лауреат XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского (2015)
Сергей Редькин (фортепиано)
О программе концерта
Десять скрипичных сонат Л. ван Бетховена пользуются такой же известностью, как его симфонии и фортепианные сонаты. Прекрасный скрипач, Бетховен досконально знал возможности инструмента, предполагая их убедительное раскрытие в создаваемых опусах. Хотя и не сразу, но постепенно сонаты для скрипки все же завоевали признание исполнителей и слушателей, что произошло еще при жизни композитора. Соната № 4 ля минор ор. 23 была написана Бетховеном в 1801 году и посвящена известному меценату и покровителю венских музыкантов графу Морицу фон Фрису. Выдающийся скрипач ХХ века Д. Ф. Ойстрах назвал ее «малой Крейцеровой сонатой», подчеркивая необычность и поразительную новизну сочинения, отмеченного чертами романтизма. Новым стоит считать и тональное построение сонатного цикла в скрипичной сонате (I. Presto a-moll; II. Andante scherzoso, più Allegretto A-dur; III. Allegro molto a-moll), где впервые в качестве основной тональности в первой и третьей частях вводится минор. Средняя же часть сонаты, обычно мягкая и лирическая, здесь решена как мажорное скерцо. Романтическая образность определила художественный строй всего сочинения. Уже главная партия первой части, в которой отчетливо слышны интонационные связи с бетховенской увертюрой «Кориолан», соединяет драматизм скрипичной мелодии с активным, тревожным триольным звучанием партии фортепиано, сохраняющим свое значение на протяжении всей части. Вторая часть – веселая, отчасти лукавая и насмешливая, также парадоксальна по своему художественному решению: это Andante scherzoso открывает для слушателя редкий образец медленного, мягкого скерцо. Третья часть знаменует возвращение героических образов первой части, доводя их до логического конца.
Работу над Третьей сонатой для скрипки и фортепиано до минор классик норвежской музыки Эдвард Григ завершил в январе 1887 года, и уже первые исполнения сочинения в ряде европейских городов, прошедшие с невероятным успехом, продемонстрировали его высокую одухотворенность и художественную значимость. Композитор трактует традиционную трехчастность цикла в характерной для него манере: крайние активные части обрамляют пленительную среднюю, которую сам автор определил как «Романс». В Сонате многое продиктовано бетховенскими традициями, в частности, знаменитой Аппассионатой, обозначение которой Григом введено в характеристику первой части (Allegro molto ed appassionato). Но композитор и здесь сохраняет приверженность своим творческим принципам: лиричность побочной партии, успокоение в разработке уравновешивают драматизм основного образа. Вторая часть (Allegretto espressivo alla Romanza — Allegro molto) построена на протяженной выразительной теме, отдельные интонации которой напоминают знаменитую «Песню Сольвейг». И здесь для Грига важным становится введение контрастного образа: в середине Романса звучит раздел, построенный на теме народного норвежского танца — халлинга. Третья часть (Allegro animato) возвращает звучание героических образов, ее суровая мужественность подчеркивает общий образный строй Сонаты.
В инструментальном наследии немецкого композитора Иоганнеса Брамса сонаты играют важную роль; композитор создавал сочинения для разных инструментов, в каждом случае привнося нечто новое в традиционный жанр. Три скрипичные сонаты — значительный шаг на этом пути, раскрывающий особенности замысла произведений как дуэта двух равноправных инструментов. Соната № 1 была создана композитором в 1879 году, здесь со всей отчетливостью проявляется связь Брамса с песенной лирикой Ф. Шуберта. Скрипка, становясь своеобразным эквивалентом человеческого голоса, ведет свою партию в соотношении с мужественным, фактурно наполненным аккомпанементом, и каждая из трех частей воспринимается как вокально–инструментальная поэма. Данное ощущение усиливается еще и благодаря тому, что Соната пронизана интонациями вокальных миниатюр самого Брамса, а в качестве основной темы финала им использована собственная «Песня дождя» (ор. 59 № 3). Первая часть Сонаты (Vivace ma non troppo) основывается на прекрасной начальной теме, одной из самых выразительных у композитора, неоднократно возвращающейся на протяжении части. Образы второй части (Adagio) складывались под впечатлением трагического события — смерти Феликса Шумана, сына Роберта и Клары Шуман, с которым Брамс был очень близок. Это обстоятельство определило введение в среднем разделе «траурного шествия». Третья часть (Allegro molto moderato) соединяет в себе активное, динамичное движение с изобразительными элементами (пунктирный ритм «мотива дождя», рожденного образами песни).
Проф.З.М.Гусейнова
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин