16
августа
Среда
19:00
2017
Стоимость билетов:
300 рублей
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 70
Схема проезда
Афиша концерта:
камерный концерт
I отделение

Ф.Гобер (1879-1941). Ноктюрн и Аллегро Скерцандо
З.Карг-Элерт (1877–1933). Чакона из цикла «30 каприсов для флейты соло»
Э.Шульгоф (1894–1942). Соната для флейты и фортепиа­но
П.Васкс (р.1946). «Пейзаж с птицами» для флейты соло
П.Таффанель (1844-1908). Большая фантазия на темы из оп. А.Тома "Миньон"

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Аделина Тазиева (флейта)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Римма Качалова
II отделение

Д. Шостакович (1906–1975). Прелюдия и фуга № 21 си-бемоль мажор ор.87
В.-А.Моцарт (1756 – 1791). Allegro для фортепиано KV400/372A
Ф.Лист (1811-1886). Трансцендентный этюд № 12 "Метель" S139
C.Франк(1822-1890). Прелюдия, хорал и фуга для фортепиано FWV21

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Римма Качалова (фортепиано)

IN ENGLISH

О программе концерта

Филипп Гобер – французский флейтист, композитор, профессор Парижской консерватории и главный дирижер ее оркестра. Он известен как автор многих разнохарактерных произведений для флейты, среди которых выделяются фантазии, различные программные пьесы. Гобер продолжает столь многопланово представленную во французской музыке лирико-импрессионистическую традицию, его творчество несет на себе отчетливое влияние Г. Форе и К. Дебюсси. Самое знаменитое свое сочинение Ноктюрн и аллегро-скерцандо Гобер написал в 1906 году, построив его на контрасте выразительной «ночной песни» и шутливого аллегро. Опус посвящен виртуозу Полю Таффанелю.
Зигфрид Карг-Элерт – известный немецкий органист и композитор, создатель многочисленных сочинений, профессор Лейпцигской консерватории, активно участвовавший в современной музыкальной жизни страны. Однако в 1935 году, уже после смерти композитора, его творчество подверглось в нацистской Германии запрету, наряду с другой «неарийской музыкой». К числу наиболее часто исполняемых сочинений Карга-Элерта принадлежат «Шестьдесят шесть хоральных импровизаций для органа» (1909) и особенно «Тридцать каприсов для флейты» (1918) — цикл изящных миниатюр, широко используемый в настоящее время в обучении начинающих флейтистов. Последний номер цикла определен автором как Чакона, то есть жанр, популярный в музыке со времен эпохи барокко и представляющий собой полифонические вариации на неизменную тему. Композитор в Чаконе использует предельно простой четырехзвучный напев по звукам нисходящего тетрахорда в объеме четырех тактов, который фактурно развивается в 16-ти вариациях, везде сохраняя первоначальный объем. Лишь заключительная 17-я вариация занимает восемь тактов, выполняя функцию яркой каденции в пьесе.
Чешский композитор Эрвин Шульгоф был в 1920-1930-е годы одним из самых известных музыкантов своей страны, соединивших академические музыкальные жанры и джазовые элементы. Тесно связанный с Советским Союзом (перед войной Шульгоф получил советское гражданство), он многие свои сочинения посвятил социалистической тематике, создав, например, в 1932 году музыку к Манифесту Коммунистической партии. Не успев в 1941 году уехать из Чехии, композитор был арестован и помещен в фашистский концентрационный лагерь, где скончался в 1942 году. Сонату для флейты и фортепиано Шульгоф создает в 1927 году и посвящает ее своему другу, французскому флейтисту-виртуозу Рене Ле Руа. Четыре части Сонаты композитор соединяет по принципу жанрового и темпового контраста: стремительная, с острым ритмическим рисунком первая часть (Allegro moderato) сменяется «веселым» Скерцо (Scherzo. Allegro giocoso), переходящим в песенную, с мелодией широкого дыхания третью часть (Aria. Andante): здесь быстрая и медленная части словно поменялись местами. Завершающий финал (Rondo - Finale. Allegro moderato) предстает как яркая ярмарочная сценка, где разыгрывается фольклорное действо.
Петериса Васкса – крупнейшего прибалтийского композитора, обладателя многих престижных современных премий и наград, называют «легендой латвийской музыки». Им создано множество сочинений для разных составов, в которых всегда ощущаются особая теплота и тесная связь музыки с явлениями природы. Композитор говорит, что «музыка — это целебный бальзам для нашей души, духовная пища», и данное состояние он сохраняет в пьесе для солирующей флейты «Пейзаж с птицами» (1980). Композитор менее всего стремится просто «изобразить» в звуках пение птиц; его сочинение предполагает, в первую очередь, раскрытие чувств человека, ставшего частью этого пейзажа.
Поль Таффанель принадлежит к числу известнейших исполнителей 19 века. Одна из газет того времени писала о музыканте: «Его талант флейтиста выявляется столь полно, что виртуозность господина Таффанеля выглядит поистине универсальной. Он и впредь останется признанным, неподражаемым мастером, подобно Паганини флейты». Среди написанных Таффанелем произведений значительное место отведено концертным фантазиям на темы из современных ему опер. Особое признание завоевала Большая концертная фантазия на темы из «Миньон» А.Тома. Среди сочинений французского композитора Амбруаза Тома(1811-1896) лирическая опера «Миньон» стала самой известной, она ставилась во многих театрах Европы. Основные темы оперы приобрели в Большой концертной фантазии под пером Таффанеля новые оттенки звучания и дополнительный блеск.
В 1950 году весь мир отмечал 200-летие со дня смерти великого И. С. Баха. В память о композиторе в Лейпциге были организованы фестиваль и конкурс исполнителей его произведений. Среди приглашенных гостей был Д. Д. Шостакович; после возвращения из поездки он приступил к созданию фортепианного цикла «Двадцать четыре прелюдии и фуги», выполнив его как «музыкальное приношение» великому музыканту. По воспоминаниям известной пианистки Т. П. Николаевой, исполнительницы всего цикла, которой он и был посвящен, замысел состоял в создании «большого драматургического полотна», а не отдельных прелюдий и фуг. Однако, и каждый отдельный «диптих» (прелюдия и фуга в одной тональности) этого сочинения представляет собой законченное целое, поражающее многогранностью и богатством фантазии. Прелюдия и фуга № 21 Си-бемоль мажор построены как сочетание активной первой пьесы, словно передающей образы пробуждения природы, и упругой, ритмически энергичной второй пьесы — трехголосной фуги, поражающей своими полифоническими находками.
После кончины Вольфганга Амадея Моцарта остался целый ряд незавершенных им сочинений (в том числе, как известно, знаменитый Реквием), многие из них дописывались друзьями и учениками композитора. Так произошло и с Allegro B-dur, создававшимся как первая часть клавирной сонаты, фрагмент которой был записан Моцартом в 1781 году. Работу над произведением выполнил друг композитора, аббат Максимилиан Штадлер (1748-1833), посвятивший много времени завершению моцартовских опусов и всегда старавшийся максимально сохранить стиль великого музыканта.
К жанру этюда в фортепианном творчестве великий венгерский композитор, пианист и дирижер Ференц Лист обратился уже в начале своего пути. Особое место занимают 12 «Трансцендентных этюдов» («Этюдов высшего исполнительского мастерства»), где слово «трансцендентность» (с точки зрения философии обозначающий нечто запредельное по отношению к миру явлений и недоступное теоретическому познанию) определяет уровень виртуозности. Над этим циклом, посвященным немецкому композитору и пианисту Карлу Черни, Лист работал более четверти века, внося в него изменения по мере эволюции творческих устремлений: от технических пьес – к ярким романтическим поэмам, где виртуозный блеск всецело подчинялся поэтическому замыслу. Большая часть этюдов имеет скрытую или явную программность, которая проявляется или в названиях сочинений (например, «Охота», «Мазепа» и др.), или авторских указаниях особенностей исполнения. Лист сам классифицировал виды фортепианной техники в этюдах: а) октавы и аккорды, б) тремоло, в) двойные ноты, г) гаммы и арпеджио. Образно же пьесы представляют собой картины природы, фантастические сцены, лирические и героические эпизоды. Этюд «Метель» — завершающая пьеса цикла, где в соответствии с замыслом, господствует вихревое звучание.
Французский композитор Cезар Франк завоевал известность как крупнейший органист, автор многих сочинений для этого инструмента. Серьезный, высокопрофессиональный музыкант, Франк пользовался у современников заслуженным авторитетом. Ромен Роллан писал о нем: «Нет имени чище, чем имя этой великой простосердечной души, души непорочной и лучезарной красоты». Особенности органного звучания композитор использовал и в сочинениях других жанров, в том числе фортепианных, добиваясь в них особой звучности, мощи и строгости. Большую роль на пути сближения приемов органной и фортепианной техники стал цикл «Прелюдия, хорал и фуга» (1884), все три пьесы которого объединены общими темами. Традиционное сочетание прелюдии и фуги композитор расширяет за счет введения между ними хорала, привносящего новый смысловой оттенок. В результате возвышенность звучания в Прелюдии (Moderato) сохраняется в Хорале (Poco piu lento), который подготавливает тему и непосредственно переходит в финальную Фугу (Tempo I) — кульминационную часть цикла.
 
Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин