19
апреля
Среда
19:00
2017
Стоимость билетов:
300 рублей
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 70
Схема проезда
Афиша концерта:
камерный концерт
Пасхальный концерт
I отделение

П. Таффанель (1844-1908).  Квинтет для духовых соль-минор
П.Хиндемит (1895-1963). Маленькая камерная музыка для духового квинтета 

II отделение

М.Мусоргский (1839-1881) – Й.Линкельман. "Картинки с выставки"

М.Арнольд (1921-2006). Три матросские песни

Исполняет – победитель II Всероссийского музыкального конкурса
Квинтет деревянных духовых инструментов АСО Санкт-Петербургской филармонии (духовые инструменты)

IN ENGLISH

О программе концерта

Ансамбли духовых инструментов — как исполнительские коллективы и как музыкальные произведения, для них написанные, — переживали в ХХ веке новое рождение. Композиторы открыли современные ансамблево-художественные возможности коллективов, обусловившие создание нового стиля сочинений для духовых инструментов в целом. Одним из наиболее значимых стала написанная в 1922 году немецкий композитором Паулем Хиндемитом «Маленькая камерная музыка», ор. 24 № 2, раскрывшая богатые возможности инструментального решения. Это сочинение входит в ряд опусов 1920-х годов, когда Хиндемит создал целую серию произведений для различных, подчас необычных, инструментальных составов, объединенных общим термином Kammermusik. Пятичастная композиция «Маленькой камерной музыки» словно впитала в себя все возможные стилевые решения: здесь представлены элементы барокко, джаза, классики. Объединяющим же смысловым элементом становится непреходящее, специфическое чувство юмора Хиндемита, позволяющее ему привнести в каждую из частей оттенок доброй усмешки. Первая часть (Lustig. Mäßig schnell Viertel) представляет собой марш, поражающий сложностью ансамблевых и ритмических переплетений и атональными созвучиями. Вторая часть (Walzer: Durchweg sehr leise) обозначена как простой Вальс, в котором зачастую звучат «неверные» ноты. Медленная Третья часть (Ruhig und einfach)отмечена особой невесомостью звучания. Четвертая часть (Schnelle Viertel) — небольшой, словно эпизодический переход к следующей части, в котором однако возникают мини-каденции каждого из участников ансамбля. Пятая часть (Sehr lebhaft) — еще один марш, но быстрый, с элементами свинга; он образует арку по отношению к первой части, формируя четкость композиционного решения.
Поль Таффанель — известный французский флейтист и дирижер второй половины XIX – начала XX века, основатель Парижского «Общества камерной музыки для духовых инструментов». В составе камерных ансамблей он совершил ряд концертных поездок, сопровождая, в частности, К. Сен–Санса во время его гастролей в Петербурге в 1887 году. С Таффанелем встречался П. И. Чайковский, высоко ценивший исполнительское мастерство флейтиста. Таффанелем создавались разножанровые произведения для ансамбля духовых инструментов, например, Большая фантазия, Фантазия на темы из оперы К.-М. Вебера «Вольный стрелок» и другие. Квинтет для духовых инструментов был написан композитором в 1876 году и посвящен одному из его коллег-музыкантов Анри Реберу. За это сочинение Таффанель получил премию «Общества композиторов». Выразительная трехчастная композиция (Allegro con motoAndanteVivace) развивает традиции французской инструментальной музыки, в которой находится место и серьезному размышлению, и лирическому высказыванию, и острой шутке.
Фортепианный цикл «Картинки с выставки» был написан Модестом Петровичем Мусоргским в 1874 году в память о друге, архитекторе и художнике Викторе Гартмане. Цикл построен композитором как программная сюита из 10 пьес, перемежающихся интермедиями. В ней сочетаются картинки из реальной жизни и сказочной фантастики с образами из далекого прошлого. Каждой пьесе Мусоргский дает название и все пьесы связывает между собой темой-интермедией «Прогулка», изображающей переход от картины к картине. Такое построение сюиты — единственное в классической музыке.
Прогулка. Тема из этой пьесы, близкая по характеру русским народным напевам, проводится на протяжении сюиты несколько раз. В ней Мусоргский словно изобразил самого себя, переходящего от картины к картине. Он писал В.В. Стасову: «Моя физиономия в интермедиях видна».
1.  Гном. На рисунке Гартмана была нарисована елочная игрушка, изображающая щипцы для колки орехов («щелкунчик») в виде карлика на кривых ножках. Этот характер и передает композитор своей музыкой.
2. Старый замок. По воспоминаниям Стасова, рисунок изображал старинный замок, на фоне которого был нарисован трубадур с лютней.
3. Тюильрийский сад. Ссора детей после игры. Стасов писал, что на рисунке была изображена аллея сада парижского дворца Тюильри «со множеством детей и нянек».
4. Быдло. В письме к Стасову Мусоргский назвал эту пьесу «Sandomirzsko bydło» (польск. «Сандомирский скот»). Пьеса изображает, по примечанию Стасова, польскую телегу на огромных колесах, запряженную волами.
5. Балет невылупившихся птенцов. Прототипом пьесы послужили эскизы В. Гартмана к костюмам для балета Ю. Гербера «Трильби», поставленного выдающимся хореографом М. Петипа в 1871 году.
6. «Самуэль» Гольденберг и «Шмуйле». Гартман когда-то подарил Мусоргскому два своих рисунка — «Еврей в меховой шапке» и «Бедный еврей. Сандомир», сделанных в 1868 году в Сандомире, которые композитор тоже включил в свою галерею. В изданиях сейчас пьеса обычно называется «Два еврея, богатый и бедный».
7. Лимож. Рынок. (Большая новость). В нотной рукописи этой пьесы Мусоргский первоначально сделал по-французски забавные пометки о том, какие сплетни можно было услышать на рынке.
8.  Катакомбы. Римская гробница. На картине Гартман изобразил себя с другом и проводника с фонарем в руке в римских катакомбах в Париже.
С мертвыми на мертвом языке. Из «Катакомб» появляется минорная вариация «Прогулки», в которой автор словно разговаривает с духом Гартмана.
9. Избушка на курьих ножках (Баба-Яга). У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. Но Мусоргский изобразил контрастный образ Бабы-Яги. Он создал мощную драматическую картину «нечистой силы».
10. Богатырские ворота (В стольном городе во Киеве). Эта часть сюиты посвящена эскизу Гартмана, выполненному к его архитектурному проекту киевских городских ворот. Пьеса служит финалом цикла – яркой, мощной картиной народного торжества.
Цикл М. П. Мусоргского аранжировали для оркестра такие выдающиеся музыканты как М. Равель и Л. Стоковский; делались его обработки и для отдельных инструментов и ансамблей. Переложение цикла Мусоргского для квинтета деревянных духовых было выполнены известным современным немецким музыкантом Йоахимом Линкельманом.
Арнольд Малькольм — известный британский композитор, трубач и дирижер, автор сочинений во многих жанрах, в том числе 9 симфоний и ряда концертов. Его перу принадлежат многочисленные инструментальные пьесы и циклы, основанные на фольклорном материале и всегда узнаваемые, благодаря особому композиторскому стилю. Музыку М. Арнольда отличают подчеркнутая жизнерадостность, грубоватый юмор, простота музыкального языка. В основу написанного в 1943 году цикла «Три матросские песни» положены известные напевы, и в каждой из пьес композитор подчеркивает, подчас утрирует использованные в песне мотивы. Первая песня Allegro con brio написана на тему «What should we do with a drunken sailor …Early in the morning?» («Что нам сделать с пьяным моряком… ранним утром?»), вторая, относительно медленная песня Allegretto semplice на тему «Boney was a warrior» («Бони был солдатом»), она служит лирическим центром; а третья песня Allegro vivace на тему «Never seen the like since I been born» («Никогда не видел ничего подобного, с тех пор как родился») решена как динамичный финал.
 
Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин