300 руб.
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 70
Схема проезда
Л. ван Бетховен (1770–1827). Соната №1 для скрипки и фортепиано op.12
Н. Мильштейн (1903-1992). «Паганиниана» (1954)
М. Равель (1875-1937). Концертная фантазия «Цыганка» (1924)
Анастасия Фаррахова (скрипка)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Ирина Рюмина
II отделение
Ф. Шуберт (1797-1828). Интродукция и вариации для флейты и фортепиано на тему песни "Увядшие цветы" Op.160
Л. Берио (1925 -2003). Секвенция №1 для флейты соло (1958)
П. Хиндемит (1895 -1863). Соната для флейты и фортепиано (1936)
Игнат Хлобыстин (флейта)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Елена Серова
О программе концерта
10 сонат для скрипки и фортепиано занимают в творчестве Л. ван Бетховена не менее значимое место, чем фортепианные сонаты. И скрипка, и фортепиано сыграли важную роль в становлении композитора; сонаты, написанные для этих инструментов, открыли новое направление в развитии жанра, предоставив композиторам возможность в дальнейшем более ярко обозначить в них содержательные и музыкально–выразительные пласты. Все 10 скрипичных сонат Бетховена имеют посвящения, из них первые три, образующие опус 12, связаны с именем Антонио Сальери – учителя Бетховена, к которому он до конца жизни относился с признательностью и уважением. Ранние скрипичные сонаты, в том числе и Соната № 1 (1797-1798) по своему содержанию, стилю, структуре продолжают традиции великих предшественников – И. Гайдна и В. А. Моцарта. Но уже здесь Бетховен заявляет о себе, отказываясь в камерной сонате от чувственной галантности и обозначая драматичность, подчас героику звучания. Первая часть (Allegro con brio) начинается лаконичной фанфарной интонацией, на которой будут построены все основные темы данной части и которая предопределит общий строй сочинения. Вторая часть (Andante con moto) обозначена композитором как тема с четырьмя вариациями. Выразительная изысканная мелодия сначала проводится у фортепиано, затем передается скрипке. Возникающий диалог продолжается и далее в вариациях, где инструменты то словно меняются местами, то вступают в конфликт, то сливаются в едином звучании. Финал (Rondo. Allegro) композитор решает в форме рондо, где основная тема–рефрен своей действенностью, динамичным ритмом напоминает активное звучание первой части Сонаты. Здесь, в финале во многом проявляется ладогармоническое новаторство композитора, вводящего яркие аккорды и смелые модуляции.
Натан Миронович Мильштейн – известный американский скрипач–виртуоз российского происхождения, родившийся в Одессе, обучавшийся в знаменитой школе Петра Столярского (до 1914 года) и продолживший образование в Петроградской консерватории в классе знаменитого Леопольда Ауэра. В России он часто выступал в концертах вместе с пианистом Владимиром Горовицем, с ним же в 1925 году эмигрировал из СССР. С конца 1920 годов Мильштейн жил в США, до преклонных лет вел активную концертную жизнь, проводил мастер–классы. Современники отмечали превосходную исполнительскую технику виртуоза, прекрасное чувство стиля. Им написаны каденции к скрипичным сочинениям многих композиторов, в том числе к концертам Л. ван Бетховена, а также ряд собственных произведений для скрипки, в числе которых – знаменитая «Паганиниана» (1954). Это еще одно обращение к знаменитому Капрису № 24 Никколо Паганини, ставшему основой для многих выдающихся музыкальных сочинений Ф. Листа, И. Брамса, С. В. Рахманинова и других композиторов. Н. Мильштейн создает свое сочинение в жанре вариаций для скрипки соло на известную тему, где каждая пьеса открывает новые ее грани. Автор обогащает ее образный строй разнонациональными интонациями – русскими, еврейскими, немецкими.
Творческие открытия французского композитора Мориса Равеля, выдающегося представителя музыкального импрессионизма затронули все сферы музыкального языка. В своих сочинениях – операх, балетах, инструментальных опусах – он предстает как яркий новатор в области мелодики, гармонии, метроритма, инструментовки. Всеми оттенками национального колорита отличаются его сочинения, посвященные сюжетам из жизни разных народов, в которых композитор всегда умеет сохранить подлинный фольклорных дух и круг образов. Среди таких сочинений – концертная фантазия «Цыганка» для скрипки и фортепиано (1924), которую не случайно называют рапсодией. Характерные для данного жанра свобода, импровизационный стиль, чередование разнохарактерных эпизодов, основанных на народно-песенном материале, в полной мере предстают в «Цыганке» Равеля. Свое сочинение композитор посвятил скрипачке Иелли д'Арань, которая была его первой исполнительницей.
Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» на стихи Вильгельма Мюллера, написанный Францем Шубертом в 1823 году, является одним из самых известных в творчестве композитора. История несчастливой любви юноши к дочери хозяина мельницы выражена композитором в последовательности песен, где чередуются светлые и грустные настроения. Песня «Увядшие цветы» составляет одну из драматических кульминаций цикла, где происходит смысловой поворот от жизнерадостного мировосприятия героя к разочарованию, осознанию мысли о безответности любви. Одна из центральных тем стихотворения – мысли о смерти главного героя, высказывающего пожелание, «чтобы цветы, которые когда-то дала ему она – прекрасная мельничиха – положили вместе с ним в могилу». Уже в 1824 году композитор завершает Интродукцию и вариации для флейты и фортепиано на тему песни «Увядшие цветы». Произведение предназначалось для друга Шуберта, известного в Вене флейтиста Ф. Богнера. Но не только желание создать сочинение для друга руководило композитором; тембр флейты привлекал его возможностью заменить голос более отстраненным, самостоятельным звучанием с большими техническими возможностями, которому в то же время приданы «человеческие» черты. Композитор выстраивает цикл довольно необычно: он начинает его не с изложения темы песни, а с интродукции, словно напоминающей предысторию событий. Затем проводится почти неизмененная мелодия и семь разнохарактерных ее вариаций, направленно развивающих тему в движении к кульминации цикла – Вариации № 7. Здесь печальная тема песни обретает характер энергичного марша.
Итальянского композитора Лючано Берио называют ярким представителем европейского авангарда и поставангарда, обозначившегося в конце 1940-х годов. Свое стремление создавать новые сочинения с ощущением непосредственности в передаче впечатлений сформулирована в его словах: «мир – это своеобразная, динамичная и красочная целостность, развивающаяся согласно своей органической логике, которая чревата взрывами парадоксов и выбросами “поливалентного” эстетического вещества, способного вступать в контакт и с развитым, и с наивным сознанием». Композитором написано множество сочинений в традиционных и новаторских жанрах для разных исполнительских составов и технической аппаратуры, в частности, магнитофонов. Экспериментируя с человеческим голосом и инструментальными тембрами, Л. Берио создает целую серию «Секвенций» (от латинского слова Sequentia – последовательность) для различных инструментов. Поэт Э. Сангинети пишет стихотворные образы для всех пьес «Секвенций», его слова предпосланы одному из изданий в виде эпиграфа и становятся раскрытием образного строя всего цикла:
«Мое капризное неистовство
когда-то было вашей спокойной яростью».
В целом же «Секвенции» – это виртуозные пьесы для различных инструментов: флейты (I; 1958), арфы (II, 1963), голоса (III, 1965), а также для фортепиано (IV, 1966), тромбона (V, 1966), альта (VI, 1967), гобоя (VII, 1969), виолончели (VIII, 1975), кларнета (IX, 1980), каждая из которых является звуковым открытием для исполнителя и слушателя.
Немецкий музыкант Пауль Хиндемит завоевал известность как композитор, скрипач, дирижер, педагог и теоретик; его называют классиком ХХ века. Он проявил себя как универсальный композитор, создавая сочинения разных жанров, предназначенные как для слушателей–любителей, так и для профессионалов. Он блестяще владел приемами современного письма, мастерски соединяя их с традициями музыкальной классики, начиная с И. С. Баха. Камерно–инструментальные сочинения принадлежат к самым известным опусам композитора, в них автор обнаруживает прекрасное знание возможностей каждого инструмента. Соната для флейты и фортепиано написана П. Хиндемитом в 1936 году; она включает три части, где динамичная, свободно льющаяся первая часть (Heiter bewegt – Подвижно) сменяется неторопливой, сосредоточенной второй (Sehr langsam – Очень медленно), за которыми следует энергичная третья часть, написанная в форме рондо (Sehr lebhaft – Очень живо), заключительный разделом которой выступает быстрый Марш.
Проф. З.М. Гусейнова
Кассы и билеты
Вход на творческие встречи - бесплатный, по аккредитации.
А билеты на концерты можно приобрести в кассах:
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин