500-800 руб
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Ф.Шопен (1810-1849). 24 прелюдии ор.28
II отделениеП.И.Чайковский (1840-1893). Думка ор.59
С.Прокофьев (1891-1953). Соната для фортепиано №6 ля мажор ор.82
Сергей Редькин (фортепиано)
О программе концерта
Программа концерта посвящена О.А. Курнавиной (1950-2018)
Слово «прелюдия» (в переводе с латинского – «предварительная игра») стало использоваться в музыке позднего Возрождения, где оно обозначало пьесы свободные, не скованные традиционными формами. Особую роль прелюдия начала играть в эпоху барокко, в первую очередь в творчестве И.С. Баха, который использовал ее как форму свободного вступления к фуге или сюите. Совершенно независимым, самостоятельным жанром прелюдия становится в эпоху романтизма, обозначая миниатюрную пьесу свободного содержания и строения. Обращение выдающего польского композитора Фредерика Шопена к прелюдии ознаменовало рождение нового фортепианного жанра, художественная цель которого – передать одно психологическое состояние, один образ. Композитор написал в общей сложности 26 прелюдий, 24 из которых организованы им в единый цикл (ор. 28), использующий все тональности.
Данный цикл из 24-х прелюдий ор. 28 стал одним из самых поразительных по красоте, богатству, разнообразию инструментальных сборников эпохи романтизма. Основная часть пьес была написана Ф. Шопеном с 1836 по 1839 годы в Париже, в период безусловного утверждения его гениального дарования. Цикл посвящен пианистам К. Плейелю и Й. К. Кесслеру. Шопен установил порядок изложения прелюдий по квинтовому кругу с чередованием параллельных – мажорных и минорных – тональностей. Лишь дважды в своем цикле Шопен будет показывать в рамках одной пьесы контрастные образы (прелюдии № 10 и № 15), во всех остальных миниатюрах он сохранит единый образ–настроение, не изменяющийся до конца прелюдии.
Пьесы разнообразны по содержанию, по жанровым связям, по богатству вокальных и инструментальных интонаций. В них мы можем уловить черты декламации (№ 2), мягкое виолончельное звучание (№ 6), черты мазурки (№ 7), ноктюрна (№ 15), марша (№ 9 и № 20). Все 24 прелюдии образуют единый цикл, где каждой пьесе отведена особая функция, и все они взаимосвязаны.
Прелюдия C-dur – бурная, порывистая, романтически устремленная, - выполняет функцию вступления. На смену ей приходит трагическая, сосредоточенная прелюдия a-moll. Две следующие пары прелюдий (G-dur – e-moll и D-dur – h-moll) продолжают эту линию сопоставления безмятежных, диатоничных мажорных и печальных минорных пьес. Особенно выразительна прелюдия e-moll, которую выдающийся пианист Артур Рубинштейн считал одним из самых трагических произведений в мировой музыкальной культуре. Следующая пара прелюдий A-dur – fis-moll меняет соотношение мажорной и минорной пьес: первая звучит спокойно, неторопливо, напоминая изящную мазурку, вторая, напротив, - взволнованно, импульсивно.
Прелюдия E-dur отчетливо обнаруживает черты мужественного марша, но последующие мажорные прелюдии все чаще опираются на принципы лирической кантилены, которая достигает своего расцвета в пьесе As-dur (№ 17). Среди минорных прелюдий выделяется c-moll (№ 20): она звучит как траурный марш, изложенный с предельной лаконичностью, но обладающий подлинным эпическим размахом. Прелюдия становится кульминацией всего цикла.
Создание фортепианной «Думки» обусловлено в творчестве П. И. Чайковского (несмотря на название и тем более подзаголовок сочинения «Русская сельская сцена») заказом пьесы композитору в 1886 году парижского издателя Ф. Макара и посвящением ее французскому пианисту А. Ф. Мармонтелю. Жанр думки, идущий от украинской народной песенности, связанной обычно с передачей горестных размышлений, под пером Чайковского обрел черты рапсодичности (не случайно композитор называл пьесу «рапсодией») — свободной фантазии на разнохарактерные фольклорные темы.
Фортепианная соната № 6 С. С. Прокофьева создавалась в тревожные 1939-40 годы, когда композитором писал свою знаменитую сонатную триаду (сонаты № 6, № 7 и № 8), работая одновременно над всеми одиннадцатью частями. Сонаты несли на себе печать современных событий, что и нашло отражение в образном строе сочинений. В результате в Сонате № 6 воплощены идеи борьбы, столкновения противоборствующих сил, трагедийности. Жесткий, неумолимый лейтмотив, проходящий через все четыре части масштабного сочинения, сохраняет исходный агрессивный образ, приобретающий в каждом случае различные оттенки. Особенно ярко он обозначен в первой части Сонаты (Allegro moderato), богатый образный спектр которой включает экспрессивность главной партии, оттенок токкатности в связующей партии и нежность, близкую к образу Джульетты, в побочной партии. Драматическое развитие разнохарактерных тем завершается утверждением основного лейтмотива, усиливающего трагедийность звучания. Вторая часть (Allegretto) ненадолго переводит события в атмосферу изящного скерцо, а танцевальная третья (Tempo di valzer lentissimo) словно воссоздает лирические сцены «Ромео и Джульетты». Финал же Сонаты (Vivace) резко возвращает образы первой части с их мрачными, трагическими настроениями, что подчеркивается и введением лейтмотива в его основном виде. Святослав Рихтер писал: «Необыкновенная ясность стиля и конструктивное совершенство музыки поразили меня. Ничего в таком роде я никогда не слышал. С варварской смелостью композитор порывает с идеалами романтики и включает в свою музыку сокрушающий пульс XX века. Классически стройная в своем равновесии, несмотря на все острые углы, эта соната великолепна».
Проф. З.М. Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин