24
июня
Понедельник
20:00
2019
Стоимость билетов:
500-800 руб
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
сольный концерт
I отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

Ф.Шопен (1810-1849). 24 прелюдии ор.28

II отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

П.И.Чайковский (1840-1893). Думка ор.59
С.Прокофьев (1891-1953). Соната для фортепиано №6 ля мажор ор.82
 

Солист – лауреат XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского (2015)
Сергей Редькин (фортепиано)

IN ENGLISH

О программе концерта

Программа концерта посвящена О.А. Курнавиной (1950-2018)

Слово «прелюдия» (в переводе с латинского – «предварительная игра») стало использоваться в музыке позднего Возрождения, где оно обозначало пьесы свободные, не скованные традиционными формами. Особую роль прелюдия начала играть в эпоху барокко, в первую очередь в творчестве И.С. Баха, который использовал ее как форму свободного вступления к фуге или сюите. Совершенно независимым, самостоятельным жанром прелюдия становится в эпоху романтизма, обозначая миниатюрную пьесу свободного содержания и строения. Обращение выдающего польского композитора Фредерика Шопена к прелюдии ознаменовало рождение нового фортепианного жанра, художественная цель которого – передать одно психологическое состояние, один образ. Композитор написал в общей сложности 26 прелюдий, 24 из которых организованы им в единый цикл (ор. 28), использующий все тональности.
Данный цикл из 24-х прелюдий ор. 28 стал одним из самых поразительных по красоте, богатству, разнообразию инструментальных сборников эпохи романтизма. Основная часть пьес была написана Ф. Шопеном с 1836 по 1839 годы в Париже, в период безусловного утверждения его гениального дарования. Цикл посвящен пианистам К. Плейелю и Й. К. Кесслеру. Шопен установил порядок изложения прелюдий по квинтовому кругу с чередованием параллельных – мажорных и минорных – тональностей. Лишь дважды в своем цикле Шопен будет показывать в рамках одной пьесы контрастные образы (прелюдии № 10 и № 15), во всех остальных миниатюрах он сохранит единый образ–настроение, не изменяющийся до конца прелюдии.
Пьесы разнообразны по содержанию, по жанровым связям, по богатству вокальных и инструментальных интонаций. В них мы можем уловить черты декламации (№ 2), мягкое виолончельное звучание (№ 6), черты мазурки (№ 7), ноктюрна (№ 15), марша (№ 9 и № 20). Все 24 прелюдии образуют единый цикл, где каждой пьесе отведена особая функция, и все они взаимосвязаны.
Прелюдия C-dur – бурная, порывистая, романтически устремленная, - выполняет функцию вступления. На смену ей приходит трагическая, сосредоточенная прелюдия a-moll. Две следующие пары прелюдий (G-dure-moll и D-durh-moll) продолжают эту линию сопоставления безмятежных, диатоничных мажорных и печальных минорных пьес. Особенно выразительна прелюдия e-moll, которую выдающийся пианист Артур Рубинштейн считал одним из самых трагических произведений в мировой музыкальной культуре. Следующая пара прелюдий A-durfis-moll меняет соотношение мажорной и минорной пьес: первая звучит спокойно, неторопливо, напоминая изящную мазурку, вторая, напротив, - взволнованно, импульсивно.
Прелюдия E-dur отчетливо обнаруживает черты мужественного марша, но последующие мажорные прелюдии все чаще опираются на принципы лирической кантилены, которая достигает своего расцвета в пьесе As-dur (№ 17). Среди минорных прелюдий выделяется c-moll (№ 20): она звучит как траурный марш, изложенный с предельной лаконичностью, но обладающий подлинным эпическим размахом. Прелюдия становится кульминацией всего цикла.

Создание фортепианной «Думки» обусловлено в творчестве П. И.  Чайковского (несмотря на название и тем более подзаголовок сочинения «Русская сельская сцена») заказом пьесы композитору в 1886 году парижского издателя Ф. Макара и посвящением ее французскому пианисту А. Ф. Мармонтелю. Жанр думки, идущий от украинской народной песенности, связанной обычно с передачей горестных размышлений, под пером Чайковского обрел черты рапсодичности (не случайно композитор называл пьесу «рапсодией») — свободной фантазии на разнохарактерные фольклорные темы.

Фортепианная соната № 6 С. С. Прокофьева создавалась в тревожные 1939-40 годы, когда композитором писал свою знаменитую сонатную  триаду (сонаты № 6, № 7 и № 8), работая одновременно над всеми одиннадцатью частями. Сонаты несли на себе печать современных событий, что и нашло отражение в образном строе сочинений. В результате в Сонате № 6 воплощены идеи борьбы, столкновения противоборствующих сил, трагедийности. Жесткий, неумолимый лейтмотив, проходящий через все четыре части масштабного сочинения, сохраняет исходный агрессивный образ, приобретающий в каждом случае различные оттенки. Особенно ярко он обозначен в первой части Сонаты (Allegro moderato), богатый образный спектр которой включает экспрессивность главной партии, оттенок токкатности в связующей партии и нежность, близкую к образу Джульетты, в побочной партии. Драматическое развитие разнохарактерных тем завершается утверждением основного лейтмотива, усиливающего трагедийность звучания.  Вторая часть (Allegretto) ненадолго переводит события в атмосферу изящного скерцо, а танцевальная третья (Tempo di valzer lentissimo) словно воссоздает лирические сцены «Ромео и Джульетты». Финал же Сонаты (Vivace) резко возвращает образы первой части с их мрачными, трагическими настроениями, что подчеркивается и введением лейтмотива в его основном виде. Святослав Рихтер писал: «Необыкновенная ясность стиля и конструктивное совершенство музыки поразили меня. Ничего в таком роде я никогда не слышал. С варварской смелостью композитор порывает с идеалами романтики и включает в свою музыку сокрушающий пульс XX века. Классически стройная в своем равновесии, несмотря на все острые углы, эта соната великолепна».
Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин