24
декабря
Четверг
19:00
2015
Стоимость билетов:
300-350 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
Рождественский концерт
I отделение

Э. Шоссон (1855-1899).  Поэма ор. 25
Ф. Крейслер (1875-1962).  Речитатив и Скерцо для скрипки соло
                                         Вальс «Прекрасный розмарин»
                                         «Китайский тамбурин»
П.Чайковский (1840-1893). Размышление ор. 42 №1
                                          Русский танец из балета «Лебединое озеро»

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Полина Борисова (скрипка)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Наталья Соколовская
II отделение

П. Чайковский (1840-1893). Прелюдия и Скерцо из цикла "Шесть пьес на одну тему" ор.21
Ф. Шопен (1810-1849). Полонез-Фантазия Ля-бемоль мажор ор.61
                                    Полонез До-диез минор ор.26
                                    4 Мазурки ор.41
                                    Скерцо Ми-мажор ор.54

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Наталья Соколовская (фортепиано)

IN ENGLISH

Выступление - результат участия солистов
в конкурсе концертных программ.

 

О программе концерта

Известный французский композитор Эрнест Шоссон, о котором Клод Дебюсси говорил как об одном из самых тонких музыкантов, оставил сравнительно немного завершенных сочинений. Современники отмечали его симфонию (1890), изящные песни на слова М. Метерлинка и П. Верлена, его единственную исполненную на сцене оперу «Король Артус» (1903), продолжающую традиции вагнеровского «Тристана и Изольды». Но самым известным сочинением Шоссона остается его лирическая Поэма для скрипки с оркестром (1896), посвященная выдающемуся виртуозу Э. Изаи. Сочинение отражает стиль композитора и входит в репертуар многих концертирующих скрипачей. Выразительная, проникновенная лирика, господствующая на протяжении всего произведения и передающая все оттенки глубоко сдерживаемого чувства, представлена композитором в рамках традиционной одночастной формы, соединяющей в себе изящные медленные и активные динамичные разделы. Главным же остается бесконечно прекрасное звучание скрипки, преобладающее в течение всего сочинения.
Фриц Крейслер — выдающийся австро-американский скрипач и композитор, один из наиболее любимых публикой виртуозов первой половины ХХ века. Он неоднократно гастролировал в России, играл вместе с В. Сафоновым, С. Рахманиновым, И. Гофманом, С. Кусевицким. Крейслер был широко известен и как композитор, автор, в первую очередь, сочинений для скрипки — эффектных, виртуозных, неизменно вызывающих слушательский интерес. Двухчастная композиция для скрипки соло Речитатив и Скерцо-каприс была написана в 1911 году и посвящена учителю и другу музыканта Э. Изаи; «Китайский тамбурин», относящийся к 1910 году, стал данью увлечения европейцами китайской экзотикой. В 1905 году Крейслер опубликовал цикл «Старые венские мелодии» для скрипки и фортепиано, где первой пьесой была «Радость любви», второй — «Муки любви», а завершала цикл пьеса «Прекрасный розмарин», первоначально ошибочно приписываемая И. Ланнеру, автору многих венских вальсов. Все сочинения в настоящее время являются своеобразными «визитными карточками» Крейслера, ярко передавшего в своих сочинениях духовную красоту и виртуозный стиль венской школы.
Скрипичная пьеса П. И. Чайковского «Размышление» (ор. 42 № 1) первая в цикле из трёх пьес для скрипки и фортепиано «Воспоминание о дорогом месте», написанном летом 1878 года. «Дорогим местом» для композитора стало Браилово — украинское имение Надежды Филаретовны фон Мекк, где гостил Чайковский. «Размышление» («Meditation») первоначально предназначалась композитором в качестве второй части Скрипичного концерта, позднее замененной «Канцонеттой». Элегичность высказывания, благородство звучания, отличающее медленные пьесы Чайковского, проявляются и здесь, в полной мере раскрывая программный замысел автора.
«Русский танец» является одним из номеров балета «Лебединое озеро», созданного П. И. Чайковским в 1877 году. Он был введен композитором в партитуру как вставной по просьбе знаменитой балерины П. М. Карпаковой. В основу либретто балета положены фольклорные мотивы, в том числе старинная немецкая легенда, рассказывающая о прекрасной принцессе Одетте, превращённой в лебедя злым колдуном. Балет заложил основы нового направления в жанре, превратив его из подбора отдельных номеров в драму с активно развивающимся сюжетом, переданным средствами танца. Новой была и музыка, переставшая быть сопровождением для хореографических движений и приобретшая самостоятельное симфоническое значение. Многие номера балета еще при жизни композитора обрели иную, концертную жизнь, в том числе — знаменитый «Русский танец».
Среди немногих фортепианных сочинений П. И.Чайковского известность получил его своеобразный цикл «Шесть пьес на одну тему» (ор. 21), написанный по просьбе нотоиздателя В. В. Бесселя и законченный в декабре 1873 года. Первоначально композитор намеревался назвать цикл сюитой, учитывая тесную связь всех пьес единой темой. Впервые сочинение было исполнено только в 1883 году в концерте А. Г. Рубинштейна, которому Чайковский посвятил сочинение. Простая песенная тема соединила в цикле шесть разнохарактерных и разножанровых пьес: Прелюдию, Фугу, Экспромт, Похоронный марш, Мазурку и Скерцо. Первая и последняя из них включены в программу концерта
В поразительном по богатству жанров, многозначности образов, красоте и одухотворенности фортепианном наследии Фредерика Шопена были обозначены многие пути, по которым в дальнейшем развивалась европейская музыкальная культура. Но всегда ведущей в сочинениях композитора оставалась тема его Родины; польские элементы неизменно проникали в разные сочинения Шопена, преломляя мелодии и ритмы национального искусства. Поэтому столь часто композитор обращался к жанру полонеза (польского танца-шествия), представляя его то как блестящую концертную пьесу, то как сдержанный монолог. Особую известность приобрел Полонез-фантазия ор. 61 (1846), в котором важную роль играет фантазийное начало, не раз возникающее в сочинениях композитора (Фантазия оп. 49, Экспромт-фантазия оп. 66 и другие произведения). К тому же многое в Полонезе-фантазии, ставшего последним сочинением Шопена в жанре полонеза, роднит его с балладами: вступление, словно вводящее в последующий лирико-драматический раздел, затем постепенное усиление патетического звучания и, наконец, героическое ликование в завершении произведения. Выдающийся пианист Г. Г. Нейгауз, говоря о шопеновских сочинениях, в которых «звучат радость, ликование, благородная человеческая гордость, высокое человеческое достоинство», на первое место ставит Полонез-фантазию: «Я не знаю ничего более подымающего дух, чем весь конец Полонеза-фантазии».
Полонез до-диез минор (1835) является первым из двух в опусе 26, он демонстрирует еще один образец польского танца, как его трактует Шопен. Этот Полонез — сравнительно масштабное сочинение, он отличается в целом светлым настроением, но с неизбежными драматическими нотками. В нем очевидны особая прозрачность и изящество фортепианной фактуры композитора.
В наследии Шопена к полонезам очень близко примыкают мазурки, количественно преобладающие в наследии композитора. Польский танец предстает здесь в разных звучания, раскрываясь то как лирический монолог, то как драматически напряженная пьеса, то как ностальгическое высказывание. Четыре мазурки опус 41 создавались в 1838-1839 годах, композитор соединил их в целое, сохраняя принцип образного и тонального контраста: характер мазурки № 1 (до диез минор) обозначен как Maestoso, № 2 (ми минор) — как Andantino, № 3 (Си мажор) — как Animato, № 4 (Ля бемоль мажор) — как Allegretto.
Свое последнее Скерцо № 4 Ми-мажор ор. 54 Ф. Шопен написал в 1842 году. Если в творчестве предшественников скерцо было преимущественно частью циклического сочинения, то у Шопена оно становится самостоятельной пьесой. Композитор отказывается и от традиционной трактовки скерцо как «шутки», рассматривая его в первую очередь как возможность передать душевную боль, драматизм ощущений. Скерцо № 4 композитор написал после трагической смерти от чахотки одного из самых близких друзей Я. Матушиньского. Но это не стало поводом для усиления остро трагического звучания. Композитор, напротив, создает блестящую виртуозную пьесу в яркой мажорной тональности, наполненную внутренней силой и одновременно — скрытой болью.
Проф.З.М.Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Полина Борисова