300-350 рублей
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Э. Шоссон (1855-1899). Поэма ор. 25
Ф. Крейслер (1875-1962). Речитатив и Скерцо для скрипки соло
Вальс «Прекрасный розмарин»
«Китайский тамбурин»
П.Чайковский (1840-1893). Размышление ор. 42 №1
Русский танец из балета «Лебединое озеро»
Полина Борисова (скрипка)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Наталья Соколовская
II отделение
П. Чайковский (1840-1893). Прелюдия и Скерцо из цикла "Шесть пьес на одну тему" ор.21
Ф. Шопен (1810-1849). Полонез-Фантазия Ля-бемоль мажор ор.61
Полонез До-диез минор ор.26
4 Мазурки ор.41
Скерцо Ми-мажор ор.54
Наталья Соколовская (фортепиано)
Выступление - результат участия солистов
в конкурсе концертных программ.
О программе концерта
Известный французский композитор Эрнест Шоссон, о котором Клод Дебюсси говорил как об одном из самых тонких музыкантов, оставил сравнительно немного завершенных сочинений. Современники отмечали его симфонию (1890), изящные песни на слова М. Метерлинка и П. Верлена, его единственную исполненную на сцене оперу «Король Артус» (1903), продолжающую традиции вагнеровского «Тристана и Изольды». Но самым известным сочинением Шоссона остается его лирическая Поэма для скрипки с оркестром (1896), посвященная выдающемуся виртуозу Э. Изаи. Сочинение отражает стиль композитора и входит в репертуар многих концертирующих скрипачей. Выразительная, проникновенная лирика, господствующая на протяжении всего произведения и передающая все оттенки глубоко сдерживаемого чувства, представлена композитором в рамках традиционной одночастной формы, соединяющей в себе изящные медленные и активные динамичные разделы. Главным же остается бесконечно прекрасное звучание скрипки, преобладающее в течение всего сочинения.
Фриц Крейслер — выдающийся австро-американский скрипач и композитор, один из наиболее любимых публикой виртуозов первой половины ХХ века. Он неоднократно гастролировал в России, играл вместе с В. Сафоновым, С. Рахманиновым, И. Гофманом, С. Кусевицким. Крейслер был широко известен и как композитор, автор, в первую очередь, сочинений для скрипки — эффектных, виртуозных, неизменно вызывающих слушательский интерес. Двухчастная композиция для скрипки соло Речитатив и Скерцо-каприс была написана в 1911 году и посвящена учителю и другу музыканта Э. Изаи; «Китайский тамбурин», относящийся к 1910 году, стал данью увлечения европейцами китайской экзотикой. В 1905 году Крейслер опубликовал цикл «Старые венские мелодии» для скрипки и фортепиано, где первой пьесой была «Радость любви», второй — «Муки любви», а завершала цикл пьеса «Прекрасный розмарин», первоначально ошибочно приписываемая И. Ланнеру, автору многих венских вальсов. Все сочинения в настоящее время являются своеобразными «визитными карточками» Крейслера, ярко передавшего в своих сочинениях духовную красоту и виртуозный стиль венской школы.
Скрипичная пьеса П. И. Чайковского «Размышление» (ор. 42 № 1) — первая в цикле из трёх пьес для скрипки и фортепиано «Воспоминание о дорогом месте», написанном летом 1878 года. «Дорогим местом» для композитора стало Браилово — украинское имение Надежды Филаретовны фон Мекк, где гостил Чайковский. «Размышление» («Meditation») первоначально предназначалась композитором в качестве второй части Скрипичного концерта, позднее замененной «Канцонеттой». Элегичность высказывания, благородство звучания, отличающее медленные пьесы Чайковского, проявляются и здесь, в полной мере раскрывая программный замысел автора.
«Русский танец» является одним из номеров балета «Лебединое озеро», созданного П. И. Чайковским в 1877 году. Он был введен композитором в партитуру как вставной по просьбе знаменитой балерины П. М. Карпаковой. В основу либретто балета положены фольклорные мотивы, в том числе старинная немецкая легенда, рассказывающая о прекрасной принцессе Одетте, превращённой в лебедя злым колдуном. Балет заложил основы нового направления в жанре, превратив его из подбора отдельных номеров в драму с активно развивающимся сюжетом, переданным средствами танца. Новой была и музыка, переставшая быть сопровождением для хореографических движений и приобретшая самостоятельное симфоническое значение. Многие номера балета еще при жизни композитора обрели иную, концертную жизнь, в том числе — знаменитый «Русский танец».
Среди немногих фортепианных сочинений П. И.Чайковского известность получил его своеобразный цикл «Шесть пьес на одну тему» (ор. 21), написанный по просьбе нотоиздателя В. В. Бесселя и законченный в декабре 1873 года. Первоначально композитор намеревался назвать цикл сюитой, учитывая тесную связь всех пьес единой темой. Впервые сочинение было исполнено только в 1883 году в концерте А. Г. Рубинштейна, которому Чайковский посвятил сочинение. Простая песенная тема соединила в цикле шесть разнохарактерных и разножанровых пьес: Прелюдию, Фугу, Экспромт, Похоронный марш, Мазурку и Скерцо. Первая и последняя из них включены в программу концерта
В поразительном по богатству жанров, многозначности образов, красоте и одухотворенности фортепианном наследии Фредерика Шопена были обозначены многие пути, по которым в дальнейшем развивалась европейская музыкальная культура. Но всегда ведущей в сочинениях композитора оставалась тема его Родины; польские элементы неизменно проникали в разные сочинения Шопена, преломляя мелодии и ритмы национального искусства. Поэтому столь часто композитор обращался к жанру полонеза (польского танца-шествия), представляя его то как блестящую концертную пьесу, то как сдержанный монолог. Особую известность приобрел Полонез-фантазия ор. 61 (1846), в котором важную роль играет фантазийное начало, не раз возникающее в сочинениях композитора (Фантазия оп. 49, Экспромт-фантазия оп. 66 и другие произведения). К тому же многое в Полонезе-фантазии, ставшего последним сочинением Шопена в жанре полонеза, роднит его с балладами: вступление, словно вводящее в последующий лирико-драматический раздел, затем постепенное усиление патетического звучания и, наконец, героическое ликование в завершении произведения. Выдающийся пианист Г. Г. Нейгауз, говоря о шопеновских сочинениях, в которых «звучат радость, ликование, благородная человеческая гордость, высокое человеческое достоинство», на первое место ставит Полонез-фантазию: «Я не знаю ничего более подымающего дух, чем весь конец Полонеза-фантазии».
Полонез до-диез минор (1835) является первым из двух в опусе 26, он демонстрирует еще один образец польского танца, как его трактует Шопен. Этот Полонез — сравнительно масштабное сочинение, он отличается в целом светлым настроением, но с неизбежными драматическими нотками. В нем очевидны особая прозрачность и изящество фортепианной фактуры композитора.
В наследии Шопена к полонезам очень близко примыкают мазурки, количественно преобладающие в наследии композитора. Польский танец предстает здесь в разных звучания, раскрываясь то как лирический монолог, то как драматически напряженная пьеса, то как ностальгическое высказывание. Четыре мазурки опус 41 создавались в 1838-1839 годах, композитор соединил их в целое, сохраняя принцип образного и тонального контраста: характер мазурки № 1 (до диез минор) обозначен как Maestoso, № 2 (ми минор) — как Andantino, № 3 (Си мажор) — как Animato, № 4 (Ля бемоль мажор) — как Allegretto.
Свое последнее Скерцо № 4 Ми-мажор ор. 54 Ф. Шопен написал в 1842 году. Если в творчестве предшественников скерцо было преимущественно частью циклического сочинения, то у Шопена оно становится самостоятельной пьесой. Композитор отказывается и от традиционной трактовки скерцо как «шутки», рассматривая его в первую очередь как возможность передать душевную боль, драматизм ощущений. Скерцо № 4 композитор написал после трагической смерти от чахотки одного из самых близких друзей Я. Матушиньского. Но это не стало поводом для усиления остро трагического звучания. Композитор, напротив, создает блестящую виртуозную пьесу в яркой мажорной тональности, наполненную внутренней силой и одновременно — скрытой болью.
Проф.З.М.Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин