300 рублей
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 70
Схема проезда
В.А.Моцарт (1756-1791) – Л.Славинский. Allegro из квартета для гобоя и струнных фа мажор KV370
А.Дютийе (1916-2013). Соната для гобоя и фортепиано
А.Понкьелли (1834-1886). Каприччио для гобоя и фортепиано оp.80
Алексей Савинков (гобой)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Анна Одинцова
II отделение
И.Брамс (1833-1897). Соната №2 для виолончели и фортепиано op.99
И.Брамс (1833-1897) – А.Селезнёв (р.1955). Скерцо для скрипки и фортепиано
Данила Попов (виолончель)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Анна Одинцова
О программе концерта
Богатое инструментальное наследие В. А. Моцарта представлено разнообразными ансамблями, в которых раскрывается богатство творческих идей и гениальных открытий композитора. Трехчастный Квартет для гобоя и струнных фа мажор (KV370) был создан Моцартом в 1781 году и сразу был отмечен как одно из самых виртуозных сочинений для гобоя. Выразительное динамичное Allegro очень часто исполнялось как самостоятельная пьеса, поражая мелодической щедростью и богатством инструментальных оттенков. Известный гобоист Л. М. Славинский выполнил переложение Allegro для гобоя с фортепиано, сохранив в нём значимость солирующего инструмента.
Анри Дютийе принадлежит к числу наиболее заметных фигур современной французской музыки, он был известен своими работами на Национальном радио и телевидении. Сформировавшийся под влиянием Б. Бартока, И. Ф. Стравинского и Б. Бриттена, он раскрыл новые возможности каждого из традиционных музыкальных жанров. Критика отмечала: «Его музыка, будь то балеты, концерты или симфонии, помещает перед вами неистовый калейдоскоп инструментальной цветности, и, что выше всего, погружает вмир возвышенного чувства». В Сонате для гобоя и фортепиано, написанной в 1947 году, Дютийе необычно решает проблему цикла; здесь первая часть Aria:Grave представляет собой медленную, песенную пьесу, вторая Scherzo: vif — подвижное скерцо (композитор сопровождает его ремаркой «vif», то есть «живо»), и лишь заключительная часть Finale: assez allant сохраняет традиционные черты, где ремарка «assez allant» («довольно подвижно») подчеркивает активность финала.
Итальянский композитор XIX века Амилькаре Понкьелли известен в первую очередь как профессор Миланской консерватории, среди учеников которого были Дж. Пуччини и П. Масканьи. Однако он был автором камерных и духовных произведений, гимна памяти Джузеппе Гарибальди, ряда опер, самая известная из которых «Джоконда» (1876) до сих пор остается в репертуаре многих театров. Понкьелли называют среди создателей жанра монооперы, предназначенной только для одного певца: в 1873 году композитор заканчивает одноактную оперу «Вечный говорун» для солирующего баритона.
Инструментальные сочинения Понкьелли, написанные для симфонического и камерного оркестра, ансамблей разных составов, отличаются звуковой яркостью и красочной свободой, почти импрессионистской выразительностью. К ним относится и Каприччио для гобоя и фортепиано, созданное в 1889 году. Каприччио («каприз») – многоплановая, изобилующая богатыми лирическими красками, масштабная одночастная пьеса, где последовательно раскрываются разные душевные состояния: грациозная веселость, меланхолическая лирика, страстный порыв, игривость и настороженность. Партия гобоя – виртуозная, построенная на фактурных контрастах, словно ведет монолог героя, переполняемого лирическими переживаниями.
Камерно-инструментальное творчество Иоганнеса Брамса составляет одну из самых значительных по масштабам и по широте представленных жанров частью наследия немецкого композитора. В определенном смысле камерная музыка, создававшаяся на протяжении всей жизни художника, носит автобиографический характер, раскрывая его чувства и мысли. Отказываясь от программности, от контрастности романтических устремлений, Брамс словно возвращает камерные произведения в классическое русло, одновременно привнося в них невиданные ранее масштабность и драматизм. Сонату для виолончели и фортепиано № 2 Фа мажор композитор создает в 1886 году по просьбе своего друга, виолончелиста Роберта Хаусмана (1852-1909), которому ее и посвящает. Соната по своему звучанию выходит за рамки традиционного сонатного цикла; четыре масштабные части драматургически близки Третьей, патетической симфонии Брамса, и общее звучание Сонаты приближается к оркестровому. Уже главная партия первой части (Allegro vivace), построенная на широких скачках, мощных возгласах и начинающаяся с кульминационной точки, определяет общий драматический характер. Вторая, медленная часть (Adagio affettuoso) усиливает сосредоточенное состояние, подводящее к бурной третьей части (Allegro passionato), воспринимаемой поначалу как патетический финал сочинения. Но Брамс вводит еще и четвертую часть (Allegro molto) — яркую инструментальную картину, решенную в народно-жанровом ключе.
История создания Скерцо И. Брамса весьма необычна. Осенью 1853 года, когда Брамс тесно общался с Робертом Шуманом и его учеником Альбертом Дитрихом, им пришла мысль о создания коллективной сонаты, предназначенной для выдающегося скрипача Йозефа Иоахима. Произведение было написано: первая часть принадлежала Дитриху, вторая (Интермеццо) и финал – Шуману, скерцо – Брамсу, которое стало первым сочинением Брамса для скрипки. Соната как целостное сочинение опубликована не была, и только в 1906 году Иоахим издал энергичное по характеру, динамичное Скерцо Брамса как отдельный опус, который стал одной из блестящих концертных пьес скрипичного репертуара. Целостное же произведение вошло в историю музыкального искусства как посвященная Й. Иоахиму «F.A.E. соната», где под аббревиатурой «F.A.E.» скрывается своеобразный лозунг: «Frei, Aber Einsam» («свободен, но одинок»). Профессором Московской консерватории А. Н. Селезневым было выполнено переложение Скерцо для виолончели и фортепиано.
Проф. З.М. Гусейнова
Кассы и билеты
Вход на творческие встречи - бесплатный, по аккредитации.
А билеты на концерты можно приобрести в кассах:
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин