500-1000 рублей
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
М.Джулиани (1781-1829). Большой концертный дуэт для флейты и гитары
Ф.Сор (1778-1839). Интродукция и вариации на тему из оп. В.А.Моцарта «Волшебная флейта» для гитары соло op. 9
М.Маре (1656-1728). Вариации на тему испанской фолии для флейты соло
Ф.Шуберт (1797-1828) – А.Диабелли (1781-1858).
Оригинальные вальсы для флейты и гитары
А.Пьяццолла (1921-1992) – С.Асад (р.1952).
«Времена года» для флейты и гитары
А.Пьяццолла (1921-1992) – Д.Курляндский (р.1976).
Бордель из сюиты «История танго» для флейты соло
Р.Диенс (р.1955). Tango en skaï («Небесное» танго) для гитары соло
Р.Шанкар (1920-2012). «Волшебный рассвет» на основе раги "Тоди"
Исполняет Заслуженная артистка России, солистка Мариинского театра
Мария Федотова (флейта)
Исполняет лауреат международных конкурсов
Дмитрий Илларионов (гитара)
О программе концерта
Мауро Джулиани — выдающийся итальянский гитарист-виртуоз, композитор, о выступлениях которого благосклонно отзывались Й. Гайдн и Л. Бетховен. Он гастролировал во многих европейских странах, в том числе и в России, демонстрируя богатые возможности своего инструмента. Музыкант активно писал сочинения для гитары в соединении с различными инструментами, утверждая в них традиции классической школы и расширяя границы виртуозных возможностей исполнителей. Традиции мастера были продолжены его сыном Микеле Джулиани, многие годы проработавшим в России. Большой концерт дуэт для флейты и гитары композитор создает в 1817 году, демонстрируя в нем умение создавать крупную концертную форму, драматургически убедительно соотносить между собой части сочинения, добиваться удивительной слаженности в звучании инструментов, столь разных по тембру. К тому же в основу сочинения М. Джулиани положены изящные интонации итальянских мелодий, и песенность пронизывает фактуру каждой из частей. Быстрая, торжественная первая часть (Allegro maestoso) красиво оттеняется медленной лирической второй частью (Andante molto sostenuto); приходящее ему на смену легкое, прихотливое скерцо третьей части (Vivace) логично подготавливает выразительный, стройный светлый финал (Allegretto espressivo). По обычаю того времени сочинение посвящено одной из знатных особ, покровительнице композитора – баронессе А. М. де Шлейсниг.
Фернандо Сор – известный испанский гитарист, педагог и композитор, создававший оперы, балеты, симфонии. Но в центре внимания музыканта всегда оставалась гитара, для которой было написано немало сочинений. В 1815 году Ф. Сор с успехом выступал в Англии, по сути познакомив слушателей с новым для них инструментом. В 1823–1828 годах Ф. Сор жил в Москве, где вместе с со своей супругой танцовщицей и хореографом Ф. Гюллень-Сор поставил на сцене Большого театра несколько собственных балетов. В память о времени пребывания в нашей стране Ф. Сор позднее создает гитарный дуэт на мотивы русских народных песен «Воспоминания о России». В. А. Моцарт был одним из кумиров Ф. Сора, к темам его произведений гитарист обращался неоднократно, создав, в частности, «Шесть арий из оперы “Волшебная флейта”». В 1821 году композитором написаны «Интродукция и вариации для гитары на тему Моцарта», где использована тема арии Папагено из оперы «Волшебная флейта». Медленная Интродукция воспринимается как лирическое вступление, на смену которому приходит изложение основной темы и пяти разнохарактерных вариаций. Они изменяют тему образно и фактурно, дополняя ее основной шутливый характер оттенком грусти, как в третьей, минорной вариации. Свое сочинение композитор посвятил брату Фердинандо.
Фолия — мелодия испано–португальского происхождения — является одной из ранних, известных в европейской музыке тем, начиная с 15 века. Она была положена в основу сочинений многими композиторами —А. Вивальди, Н. Паганини, С. В. Рахманиновым. Французский композитор и исполнитель на виоле да гамба Марен Маре, автор более 600 произведений для этого инструмента, создал серию вариаций на данную тему. Они завершают Первую сюиту композитора из 20 номеров, впервые опубликованную в 1701 году, где Маре раскрывает богатые возможности инструментальной барочной традиции.
Среди фортепианных опусов австрийского композитора Франца Шуберта значительное место отведено танцевальным пьесам. В 1816-1821 годах он создает фортепианный сборник «Оригинальные танцы» оп. 9, включающий 36 танцевальных миниатюр. Композитор создает череду разнохарактерных вальсовых пьес, используя традиционный трехдольный ритм и во многом предвосхищая будущее великолепие вальсов И. Штрауса. Также переложение этих танцев для инструментального дуэта делали австрийские музыканты — флейтист Томас Пинчхоф и гитарист Йохен Шуберт.
Астор Пьяццолла — известный аргентинский исполнитель и композитор, сочинения которого полностью изменили традиционные представления о танго, обогащенного композитором элементами джазовой и классической музыки. Среди многочисленных наград музыканта — Первая премия за лучший диск инструментальной музыки Итальянского жюри критиков, отметивших в своем решении: «За смелость композиций и за поразительное творчество в создании аранжировок, придающих танго новое звучание». Благодаря Пьяццолле, танго обрело новые черты: оно перестало быть только танцем, под пером композитора танго воспринимается как основа, на которой оказалось возможным раскрытие разных состояний и эпизодов человеческой жизни. В период 1965-1970 годов А. Пьяццолла создает четырехчастный цикл танго-композиций «Времена года в Буэнос-Айресе», включающий четыре пьесы: «Лето» (Allegro moderato), «Осень» (Allegro), «Зима» (Lento), «Весна» (Vivo). Современник писал: «Пьяццолла пытается описать жизнь жителя Буэнос-Айреса; с помощью танго возникает богемный образ Буэнос-Айреса, выражение души Буэнос-Айреса». Композитор соединяет в сочинении черты классического цикла и современного танца. Все пьесы строятся на чередовании энергичных, ритмически заостренных, и медленных, словно расслабленных эпизодов. Богатство и щедрость мелодий, положенных в основу пьес, усиливают ощущение бесконечного погружения в экзотическую музыкальную стихию. Первоначальная авторская версия предполагала исполнение цикла, как и его отдельных пьес, солирующим бандеоном (музыкальный инструмент из семейства ручных гармоник) с аккомпанементом электрогитары, фортепиано, скрипки (или альта). Очень скоро появились переложения цикла для инструментальных ансамблей разных составов. Известным бразильским гитаристом, композитором и аранжировщиком Серджио Асадом было сделано переложение «Времен года в Буэнос-Айресе» для флейты и гитары.
Сюита «История танго» — еще один цикл танго-композиций Астора Пьццоллы, написанный автором для дуэта флейты и гитары в 1986 году. Она состоит из четырех частей, прослеживающих историю танца на протяжении нескольких десятилетий в разных его состояниях: 1. «Bordel 1900» («Бордель 1900»); 2. «Cafe 1930»; 3. «Night Club» 1960 («Ночной клуб» 1960); 4. «Concert d`aujourdhui» («Концерт сегодня»). Танго «Бордель» – экзотическая программная пьеса, раскрывающая истоки бытования танца. Свое сочинение А. Пьяццолла посвятил известному флейтисту Марку Гроэлю.
Ролан Диенс — французский музыкант, исполнитель–виртуоз на классической гитаре, композитор, автор переложений для своего инструмента многих известных произведений, в частности, Ф. Шопена и Э. Сати. Среди собственных сочинений Р. Диенса особую известность получили две пьесы Tango en skaï (1985) и Valse en skaï (1994). Первую пьесу часто представляют как «Небесное» танго, и в таком переводе она вошла в концертные программы многих исполнителей мира. Сам же Р. Диенс в одном из своих интервью уточнил, что слово «skaï» – это не «небо», а искусственная кожа, и свое Танго он рассматривает как «ненастоящее», а поддельное, шуточное. Все сложности с уточнением программы сочинения не мешают главному – Tango en skaï представляет собой замечательный образец современной гитарной миниатюры.
Рави Шанкар — индийский композитор, исполнитель-виртуоз на национальном инструменте ситаре. Он активно популяризировал на Западе музыку своего народа, тесно общался с группой «The Beatles», в 1980 годах выступал вместе с выдающимся скрипачом Иегуди Менухиным. Его музыкальная деятельность продолжалась более 60-ти лет и, будучи самой продолжительной в мире, занесена в «Книгу рекордов Гиннеса». Богатое композиторское наследие Шанкара всецело опирается на национальные индийские традиции. «“Волшебный рассвет” на основе раги Тоди» указывает на музыкальный источник сочинения: «рага» — это особая форма музыкального произведения, предполагающая одновременно и специфический характер звучания; «Тоди» — один из десяти ладов индийской классической музыки. Таким образом, в сочинении оказываются запрограммированными эмоциональный строй, тип звучания, форма и ладовая основа сочинения.
Проф. З.М. Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин