29
ноября
Среда
19:00
2017
Стоимость билетов:
300 рублей
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 70
Схема проезда
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

Э.Григ (1843-1907). Соната № 2 для скрипки и фортепиано соль мажор ор.13
Д.Энеску (1881-1955) – П.Карпаров (1920-2013).
"Легенда" для трубы и фортепиано 
Д.Шостакович (1906–1975). Соната №1 для фортепиано ре мажор, ор.12 

II отделение

Н. Метнер (1879-1951). Соната для фортепиано ля минор op.30
В.Щёлоков (1904-1975). "Поэма" для трубы и фортепиано
Т.Докшицер (1921-2005). Полонез из цикла «Романтические картинки (этюды)» для трубы соло
Э.Элгар (1857-1934). "Привет любви" ор. 12
К. Сен-Санс (1835-1921). Интродукция и Рондо каприччиозо
для скрипки и фортепиано ор.28

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Анастасия Марнова (труба)
Исполняет – лауреат международных конкурсов
Лилия Перелевская (скрипка)
Исполняет – лауреат международных конкурсов
Елизавета Корниенко (фортепиано)

IN ENGLISH

О программе концерта

Выдающийся норвежский композитор Эдвард Григ создал Скрипичную сонату № 2в 1867 году в счастливый для себя период – вскоре после своей женитьбы. Соната написана как трехчастный цикл, отличающийся органичностью драматургии и выразительностью каждой из составляющих ее частей. Композитор соединил классические черты и яркую народно-песенную мелодику, пронизывающую все части сочинения. Не случайно сам автор, стремившийся к созданию фольклорно окрашенного произведения, определил Сонату № 2 как «национальную». Первая часть открывается вступлением (Lento doloroso, то есть Медленно и печально), в котором звучат попевки и используются импровизационные элементы, характерные для норвежских народных исполнителей. Энергичная главная партия, традиционно быстрая, написана в ритмах спрингара – норвежского народного парного танца «прыжкового типа», который выделяется чеканным ритмом. Элементы спрингара входят и в финал Сонаты, связывая обе части образно, интонационно, ритмически. Главную партию оттеняет лирическая побочная, близкая романсам Грига. Вторая часть (Allegretto tranquillo) традиционно связана с пейзажами Норвегии, эти образы создаются фольклорными мелодиями и особым ладовым колоритом. Третья часть (Allegro animato) вторгается как веселый, бурный танец, исполняющийся во время крестьянского праздника. Сонату № 2 Григ посвятил своему другу, скрипачу и композитору Ю. Свенсену, объяснив это многозначительной фразой: «Ему одному я решаюсь ее доверить».
Слава румынского композитора, скрипача, дирижёра Джордже Энеску пришла к нему в ранние годы. Он был вундеркиндом, в 7 лет поступит учиться в Венскую консерваторию, позднее занимался в Парижской в Парижской консерватории у Ж. Масснэ и Г. Форэ. Большую часть жизни Д. Энеску провел во Франции, здесь же создал свои основные сочинения – три симфонии, квартеты, сонаты, вокальные сочинения. Будучи членом экзаменационного жюри Парижской консерватории, он создавал для выпускников конкурсные сочинения. В 1906 году для такого конкурса и была написана пьеса «Легенда» для трубы и фортепиано, которую композитор посвятил известному трубачу М. Френкену. Сложная одночастная композиция сочинения пронизана эпическими интонациями, которые звучат с самого начала, словно олицетворяя образ сказителя, повествующего о сражениях и лирических переживаниях героя. «Легенда» прозвучит в редакции известного болгарского трубача П. Карпарова. Пьеса «Легенда» для трубы и фортепиано, которую композитор посвятил известному трубачу М. Френкену.
Фортепианная соната № 1 была написана Д. Д. Шостаковичем в 1926 году почти сразу после триумфального успеха его Симфонии № 1. Композитор создает одночастное сочинение, близкое к фантазии, наполненное необычайной силой, динамичными контрастами, отличающееся остро современным музыкальным языком, в котором обнаруживается влияние И. Стравинского и П. Хиндемита. Первоначально Шостакович дал Сонате название «Октябрьская», но скоро отказался от него. Большая часть Сонаты поражает экспрессивностью, стремительностью, мощностью, подчас почти ударной фортепианной фактуры, в которой даже медленные разделы не приносят отдохновения, а продолжают развитие энергичных токкатных образов. Лишь однажды резко обозначается контраст: медленный эпизод (Lento) открывает иного Шостаковича; здесь утонченность и изысканность звучания словно отсылают к скрябинским образам. Д. Б. Кабалевский, присутствовавший на московской премьере Сонаты в исполнении автора, писал: «Те, кто умели слушать и слышать музыку, почувствовали, что в искусство наше вошел могучий и самобытный талант».
Известный композитор и пианист Николай Карлович Метнер принадлежал к выдающемуся поколению музыкантов рубежа XIX-XX веков, которые составляли славу и гордость русского искусства. Его сочинения, корнями уходившие в традиции романтиков, обретали особое звучание, вдохновляемые новыми идеями, образами, выразительными средствами, характерными уже для нового столетия. Искусство Метнера во многом сосредоточено в области фортепианной и камерно-вокальной литературы, где он выступает как яркий новатор, открывающий новые пути русской музыки. Жанр сонаты под пером композитора предстает не только в своем классическом виде, но и в соответствии с авторскими обозначениями, как Соната-сказка, Соната-баллада, Соната-воспоминание, Соната-идиллия и даже Соната для голоса и фортепиано. Соната ля минор op. 30 (иногда ее обозначают как № 9) была закончена автором в 1914 году, и друзья композитора часто называли ее «военной». Соната открывается небольшим вступлением, построенном на тоническом трезвучии основной тональности, в котором словно заложен призыв, неоднократно возникающий затем  во всех разделах сочинения. Содержание одночастной Сонаты в большей степени сосредоточено не на драматических, а лирико-психологических образах, которые впервые обозначаются в побочной партии и подвергаются многократным преобразованиям, обретая все большую силу и завершаясь лишь с последними, уже мажорными аккордами. Свое сочинение Метнер посвящает Георгию Эдуардовичу Конюсу – композитору, теоретику, профессору Московской консерватории, у которого он учился.
Тимофей Александрович Докшицер считается одним из самыхярких исполнителей-трубачей России. Он блестяще проявил себя как оркестровый музыкант, так и солист-виртуоз. После премьеры в Большом театре балета «Спартак» его автор А. И. Хачатурян написал:«Я говорю самые высокие слова Т. Докшицеру – великолепному поэту на трубе».Специально для музыканта писали свои сочинения А. Пахмутова, М. Вайнберг и другие композиторы. В исполнении Докшицера-солиста прозвучали многие произведения мирового репертуара, специально аранжированные для трубы. Т. А. Докшицер выступил и как композитор, создав ряд оригинальных сочинений для «своего» инструмента. К ним относится цикл этюдов «Романтические картинки» для трубы-соло. 20 выразительных разнохарактерных пьес, среди которых – знаменитый «Полонез» (№ 4), ярких, разнообразных по содержанию и характеру, поражают изобретательностью и мастерской стилизацией.
Эдвард Элгар – известный английский композитор рубежа XIX-XX столетий, автор многих сочинений в разных жанрах – инструментальных, вокально-хоровых и др. Элгар принадлежит к числу композиторов-романтиков, ярко отразивших в своем творчестве характерные черты эпохи. Музыка Элгара привлекает своей мелодичностью, красочностью, богатством и изяществом инструментовки, исполнение его сочинений всегда сопровождалось успехом у публики. Миниатюру для скрипки и фортепиано «Привет любви» музыкант создал для своей любимой, впоследствии супруги Каролины Алисы. Необыкновенно красивая, романтичная музыка сочинения очень скоро сделала его одним из самых популярных в репертуаре скрипачей, а также вдохновила музыкантов на переложение ее для разных инструментов и оркестров.
Вячеслав Иванович Щелоков – известный музыкант России, творческая деятельность которого долгие годы была связана со Свердловском (ныне – Екатеринбургом), куда он приехал в 1931 году после окончания Московской консерватории. В течение многих лет В. И. Щелоков вел классы трубы в учебных заведениях города – музыкальном училище и консерватории, подготовив ряд выдающихся исполнителей-виртуозов. Одновременно активно развивалась композиторская деятельность Щелокова, связанная с созданием сочинений для трубы. Он писал концерты, сонаты, инструментальные миниатюры, пьесы для детей, практически сразу входившие в репертуар как известных, так и начинающих музыкантов. Одним из самых известных сочинений композитора стала одночастная Поэма для трубы и фортепиано. Написанная в 1958 году, она приобрела особую популярность, благодаря яркости мелодики, мастерскому сочетанию солирующей трубы и фортепиано, богатому спектру выразительных приемов, позволяющему исполнителям проявить виртуозную технику.
Наиболее яркой областью творчества известного французского композитора, пианиста, органиста, дирижера Камиля Сен-Санса, пользовавшегося большой популярностью у современников, дважды приезжавшего в Россию (в 1875 и 1887 годах), была инструментальная музыка. Удивительная образность, картинность, блестящая виртуозность, тонкий юмор отличают многие сочинения композитора, в том числе самое исполняемое — Интродукцию и Рондо-каприччиозо для солирующей скрипки и оркестра, написанное в 1863 году. Открывая произведение медленной Интродукцией (Andante), композитор далее переводит музыкальное действие в сферу необыкновенно яркого, «капризного рондо» (Allegro ma non troppо), рисующего образ безудержного, искрометного веселья. Партия солирующей скрипки с ее виртуозными пассажами импровизационного характера, чуткое, прозрачное оркестровое сопровождение, открытость каждого музыкального эпизода – все это способствует созданию свободной, «полетной» формы, характерной для истинно концертной пьесы.

Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Вход на творческие встречи - бесплатный, по аккредитации.

А билеты на концерты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин