30
мая
Суббота
19:00
2015
Стоимость билетов:
200-400 рублей
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д.30
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 571-83-33
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

В.А.Моцарт (1756-1791). Маленькая ночная серенада KV525

В.А.Моцарт (1756-1791). Концерт № 3 для скрипки с оркестром  KV216

Солистка – лауреат международных конкурсов
Полина Борисова (скрипка)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

II отделение

Л.ван Бетховен (1770-1827). Увертюра "Кориолан" до минор op. 62
 
В.А.Моцарт (1756-1791). Концерт №23 для фортепиано с оркестром KV488

Солист – лауреат международных конкурсов
Андрей Телков (фортепиано)

Государственный симфонический оркестр Санкт-Петербурга

Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов

IN ENGLISH

О программе концерта

Вольфганг Амадей Моцарт – один из самых блистательных композиторов мирового музыкального искусства, представитель венской классической школы, творчество которого определило пути развития музыки на все последующие времена. Маленькая ночная серенада (более точное название — «Маленькая ночная музыка») была написана в августе 1787 года, в период работы композитора над оперой «Дон Жуан» и предназначалась для небольшого инструментального ансамбля. Исследователи полагают, что сочинение создавалось «на заказ» для вечерних концертов, устраивавшихся в летнее время года в богатых поместьях. Характер четырехчастного сочинения – легкий, гармоничный, по–моцартовски жизнерадостный, — отличается необычайным изяществом и остроумием звучания и внешней незатейливостью. Выразительное Аллегро словно вводит в обаятельную атмосферу «галантного века» с его расшитыми камзолами и пудренными париками. Вторая часть Романс — образец нежной лирики, сменяется традиционным Менуэтом, в типовых танцевальных формулах которого угадываются яркие человеческие характеры. Заключительное Рондо, с постоянным возвращением в нем основной темы, завершает сочинение —образец прекрасной музыкальной картинки-пейзажа.
В.-А. Моцарт работал во всех музыкальных жанрах, в каждом из них достигнув небывалых высот. Он выступил, среди прочего, и как создатель классической формы концерта для солирующего инструмента с оркестром, написав множество сочинений для разных инструментов, передавших блестящее мастерство Моцарта—симфониста и раскрывающих художественные и технические возможности инструмента.
Пять концертов для скрипки с оркестром были написаны девятнад­цатилетним композитором в течение одного 1775 года. Они отражают стремительный взлет исполнительского искусства Моцарта. О его высоком уровне свидетельствуют строки из письма Леопольда Моцарта к сыну: «Ты сам не подозреваешь, как ты хорошо играешь на скрипке; стоит тебе самому себя оценить по достоинству, стоит тебе вложить в свою игру отделку, сердечность и дух, право, ты был бы первым скрипачом в Европе».
Моцарт формирует во всех скрипичных концертах, в том числе и в Концерте № 3, классическую трехчастную структуру. В концерт входит сонатное аллегро (Allegro), лирическая медленная часть (Adagio) и заключительное рондо (Rondo. Allegro), что позволяет композитору опираться на интонации бытовой и танцевальной музыки. Красота и изящество тем, смена разнохарактерных эпизодов, яркое импровизационное начало, художественное совершенство сольной партии определили существенные черты Концерта, вошедшего в золотой фонд современного скрипичного репертуара.
Принципы концертности у Моцарта блистательно проявились и в сочинениях, где в качестве солиста выступает фортепиано (клавир). 27 концертов для фортепиано с оркестром, созданных мастером, отмечают его путь с отрочества до последних дней. Возможность сопоставить в концерте две равновеликие силы — фортепиано и оркестр — в их гармоничном, не конфликтном единстве определило суть всех сочинений Моцарта в данном жанре, но в каждом случае было найдено индивидуальное решение. Концерт № 23 создавался в период работы композитора над оперой «Женитьба Фигаро» (1785-1786) и образно во многом оказался связанным с этим великим сочинением. Простота и соразмерность первой части (Allegro) уступают место медленной второй (Adagio) с ее неизбывной лирикой и мягкостью звучания. Не случайно один из исследователей назвал вторую часть «душой всего произведения». Сменяющее его заключительное Рондо (Allegro assai) с его активным, динамичным движением оказывается сродни энергичным симфоническим финалам композитора.
В симфоническом наследии Людвига ван Бетховена особое место занимают одночастные программные увертюры, часто связанные с выдающимися произведениями европейской литературы. Одной из них стала увертюра «Кориолан», написанная в 1807 году для постановки трагедии австрийского драматурга Г. Коллина, с которым Бетховен был связан дружескими отношениями. Главный герой произведения – древнеримский полководец, который пошел войной против Рима, вступив в союз с его врагами. Бетховена привлекла идея раскрыть внутренний конфликт Кориолана, приведший его к самоубийству. Характерная для музыкального романтизма тема претворена композитором ярко и убедительно, она во многих отношениях определила черты будущих одночастных симфонических поэм. Столкновение жестких начальных аккордов (словно «тема рока»), сумрачного, тревожного звучания главной партии и светлой, певучей побочной партии раскрывают основной конфликт сочинения. Очень быстро увертюра к трагедии стала исполняться как отдельное произведение Бетховена, олицетворяя новое, драматическое начало, вошедшее в музыку с именем великого композитора.
Проф.З.М.Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Полина Борисова
Андрей Телков