31
мая
Среда
19:00
2017
Стоимость билетов:
300-350 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
камерный концерт
I отделение

П.Чайковский (1840-1893). Меланхолическая серенада для скрипки с оркестром си-бемоль минор, op. 26
"Скерцо" для скрипки с оркестром, op. 42, №2

Н.Метнер (1879-1951). Ноктюрн, op.16 №1

С.Прокофьев (1891-1953). 5 мелодий для скрипки с фортепиано, op.35 bis

Д.Шостакович (1906-1975) - Д.Цыганов (1903-1992). 4 прелюдии
№10 до-диез минор
№15 ре-бемоль мажор
№16 си-бемоль минор
№24 ре минор

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Полина Борисова (скрипка)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Дубов
II отделение

С.Рахманинов (1873-1943). Этюды-картины op.39
№1 до минор-№2 ля минор-№3 фа-диез минор-№4 си минор-№5 ми-бемоль минор№6 ля минор

И.Стравинский (1882-1971). Три фрагмента из балета "Петрушка"
Русская-У Петрушки-Масленица

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Андрей Дубов (фортепиано)

IN ENGLISH

Выступление - результат участия солистов
в конкурсе концертных программ.

Прием заявок на участие в концертах проекта
"Вечера в Английском зале" в августе
 - 
ДО 25 МАЯ

О программе концерта

Среди сравнительно немногих творений П. И. Чайковского для скрипки выделяются Меланхолическая серенада op. 26 и Скерцо op. 42 № 2. Первое в творчестве композитора сочинение для скрипки Меланхолическая серенада было создано композитором в 1875 году и посвящено выдающемуся скрипачу, профессору Петербургской консерватории Л. Ауэру. Характер пьесы точно обозначен ее названием, он выдерживается на протяжении всего сочинения, лишь ненадолго уступая место относительно динамичным эпизодам. Скерцо противоположно Меланхолической серенаде, эта пьеса (ор. 42 № 2) вторая в цикле из трёх пьес для скрипки и фортепиано «Воспоминание о дорогом месте», написанном летом 1878 года. «Дорогим местом» для композитора стало Браилово — украинское имение Надежды Филаретовны фон Мекк, где гостил Чайковский. Композитор привносит в стремительное Скерцо оттенок «дьявольского» звучания, которое лишь ненадолго разрушается элегичной средней частью.
Русского композитора и пианиста Николая Карловича Метнера часто называют одним из последних романтиков отечественной музыки, а его фортепианные опусы — сонаты, сказки, «забытые мотивы» и др. — называют среди лучших сочинений исполнительского репертуара. Н. К. Метнер писал сочинения и для других инструментов, в том числе для скрипки. К ним относятся Три ноктюрна опуса 16, посвященного брату, скрипачу А. К. Метнеру, написанному в 1907-08 годы. Композитор предпосылает циклу стихотворение И. Гете «Ночная песнь», открывающееся строками «В грезах, на ложе спокойном, Сонная, слушая меня!», которые определяют программу сочинения. Первый из трех ноктюрнов цикла, включенный в программу концерта, выходит за рамки миниатюры и представляет собой своеобразную дуэт–фантазию, соединяющую несколько разнохарактерных эпизодов.
Творчество Сергея Сергеевича Прокофьева открыло одну из самых ярких страниц мировой музыкальной культуры ХХ века. Автор множества сочинений разных жанров, создатель нового направления в музыке, Прокофьев оказал мощное влияние на искусство отечественных и зарубежных композиторов. Пять мелодий для скрипки и фортепиано С. С. Прокофьева представляют собой транскрипцию его «Пяти песен без слов» для голоса с фортепиано, созданную композитором в Париже в 1925 году. Свои пьесы Прокофьев посвятил друзьям — скрипачам Сецилии Ганзен (№ 2), Йозефу Сигети (№ 5) и Павлу Коханскому, который принял активное участие в переработке цикла (№ 1, 3, 4). Утонченные и изящные, истинно французские по настроению и образному решению, Мелодии передают парижские впечатления композитора.
Прелюдии для фортепиано ор. 34 создавались Д.Д. Шостаковичем в период с 30 декабря 1932 года по 2 марта 1933 года. Идея сочинения обуславливалась желанием композитора, с одной стороны, представить в рамках 24-частного цикла галерею разнообразных художественных образов и ситуаций, с другой — объединить их, вслед за Ф. Шопеном и А.Н. Скрябиным, традиционным тональным кругом, где любая пьеса вытекает из предыдущей и переходит в последующую. В каждой из 24 прелюдий композитор словно стремится передать пестроту жизненных впечатлений: нежное чувство, сарказм, драматическую сценку, для каждой находит свои приемы выразительности и жанровые модели. 19 прелюдий из цикла были переложены для скрипки и фортепиано выдающимся музыкантом, профессором Московской консерватории Д. М. Цыгановым. В программу концерта включены прелюдии — элегичная № 10 (Moderato non troppo), «вальсово–шарманочная» № 15 (Allegretto), маршеобразная № 16 (Andantino), скерцозная № 24 (Allegretto).
В творчестве Сергея Васильевича Рахманинова жанр фортепианного этюда перестает быть только виртуозно-технической пьесой; он получает у композитора название «Этюд-картина», где на первый план, как у Ф. Листа и Ф. Шопена, выходит образная идея. Композитор объединяет этюды в циклы, в частности, в ор. 39 (1917), где каждая из девяти пьес несет в себе высокий художественный смысл, не утрачивая при этом сложнейшей технической задачи. Рахманинов раскрывает в цикле необычайно широкий спектр человеческих переживаний, заставляя по-новому воспринимать характерные образы Родины, ее бесконечных полей, звучание колоколов.
Этюд-картина № 1 до минор, Allegro agitato — бурная, остроконфликтная звуковая картина, в которой лишь на короткие мгновения возникают эпизоды спокойствия и отдохновения.
Этюд-картина № 2 (в соответствии с авторским комментарием — «Море и чайки») ля минор, Lento assai — музыкальная картина морского штиля, пронизанная интонациями Dies irae.
Этюд-картина № 3 фа-диез минор,Allegro molto — еще один образ яростной, неистовой стихии, в которой слышны отголоски вагнеровской «Валькирии» и «Шехеразады» Н. А. Римского-Корсакова.
Этюд-картина № 4 си минор, Allegro assai по своему строю близок столь привычному в отечественной художественной традиции образу дороги, где постоянно присутствует звук колокольчика. Активное движение, рождающее ощущения то приближения, то удаления, пронизывает пьесу от начала до конца.
Этюд-картина № 5 ми-бемоль минор, Appassionato; его часто называют «русской Аппассионатой», где звучность фортепиано приближается к оркестровой. Лишь в конце, в коде возникает светлый, хрупкий образ надежды, словно лишь он один оказывается способным противостоять ударам судьбы.
Этюд-картина № 6 ля минор, Allegro, внешне — воплощение образов сказки о Красной шапочке и Сером волке, в реальности же передающий напряженную конфликтность и столкновение доброго и злого начала.
Балет «Петрушка» был написан Игорем Федоровичем Стравинским в 1911 году по заказу организатора «Русских сезонов» за границей С. П. Дягилева и в расчете на возможности его блистательной балетно-оперной труппы. Балет — стилизация народного балаганного действа — был поставлен в Париже в 1911 году, и позднее автор сделал фортепианное переложение трех фрагментов сочинения - 1. «Русская» 2. «У Петрушки» 3. «Масленица». Стравинский намеренно ввел в сочинение нарочито банальные народные мелодии, преимущественно городского происхождения, которые убедительно передают особенности народного гулянья.
 
Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Полина Борисова
Андрей Дубов