03
мая
Четверг
19:00
2018
Стоимость билетов:
300 рублей
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 70
Схема проезда
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
К 185-летию Иоганнеса Брамса
I отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

И.Брамс (1833-1897). Вариации на тему Паганини ля минор ор.35
Интермеццо №1 си минор op.119
Вальсы op.39
№1 си мажор (Tempo giusto)
№4 ми минор (Poco sostenuto)
№11 си минор
№15 ля бемоль мажор
№13 до мажор
И.Брамс (1833-1897) – Д.Циффра (1921-1994). Венгерский танец №5  WoO 1

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Дмитрий Юдин (фортепиано)
II отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

И.Брамс (1833-1897). Соната №1 для кларнета и фортепиано фа минор op.120

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Александр Васильев (кларнет)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Елена Серова

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

И.Брамс (1833-1897) – Я.Хейфец (1901-1987).
"Созерцание" для скрипки и фортепиано ор.105
Скерцо для скрипки и фортепиано до минор из Сонаты FAE
И.Брамс (1833-1897) - К.Мострас (1886-1965). «Колыбельная» для скрипки и фортепиано
И.Брамс (1833-1897) - Й.Иоахим (1831-1907). Венгерские танцы WoO 1
№9 ми минор
№2 ре минор
№6 си-бемоль мажор 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Полина Борисова (скрипка)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Ирина Рюмина

IN ENGLISH

О программе концерта

Немецкий композитор и пианист Иоганнес Брамс (1833-1897), создатель многих оркестровых и инструментальных сочинений, выступил в середине XIX века как продолжатель традиций позднего Л. ван Бетховена и Р. Шумана. Но, опираясь на классические традиции великих предшественников, И. Брамс в то же время вобрал и органично претворил достижения музыкального романтизма, создав своего героя — противоречивого, мятущегося, наделенного огромной внутренней силой. Созданные композитором сочинения  — симфонии (особенно его знаменитая Симфония № 4) и концерты, фортепианные пьесы (сонаты, баллады, вариации, интермеццо) и камерно–инструментальные ансамбли (квартеты, квинтеты) определили рождение нового стиля и форм высказывания, обусловивших дальнейшее развитие европейской музыки.  И. Брамс выступал не только как пианист, хорошо известна его работа с Венской хоровой капеллой, где были исполнены шедевры музыкальной классики, в том числе «Страсти по Матфею» И. С. Баха, «Реквием» В. А. Моцарта. Большую роль в творчестве И. Брамса сыграл фольклор, сам композитор отмечал: «Народная песня — мой идеал», имея в виду, в первую очередь, песню немецкую. Но в не меньшей степени для композитора было интересно звучание фольклора других стран, в частности, венгерского. Не случайно особую известность завоевали его «Венгерские танцы». Интеллектуальная глубина, выразительный инструментальный тематизм, ритмическое богатство, стройность и законченность форм принесли сочинениям И. Брамса заслуженную славу и признание публики.
Творчество Иоганнеса Брамса составляет одну из самых ярких страниц европейской музыки XIX века. Инструментальные произведения композитора разных жанров в значительной степени определили пути дальнейшего развития музыкального искусства.
В инструментальном наследии И. Брамса богато представлен жанр вариаций, при этом в качестве темы композитор часто использовал мелодии других авторов, в частности, Г.Ф. Генделя или И. Гайдна. Вершиной в жанре фортепианных вариаций считаются Вариации на тему Паганини a-moll ор. 35, созданные композитором в 1862-1863 годах. В качестве основной темы Брамс использует одну из самых известных мелодий европейской музыки — знаменитый Каприс № 24 Никколо Паганини, к которому обращались многие выдающиеся музыканты XIX-XX веков — Ф. Лист, С.В. Рахманинов и другие. Брамс решает свои Вариации как цикл «этюдов для фортепиано», в основе каждого звучат интонации каприса. 28 этюдов разделены композитором поровну в двух тетрадях, в начале каждой тетради тема каприса повторяется, и далее каждый этюд построен на развитии какого-либо одного приема фортепианной техники (не случайно Вариации на тему Паганини иногда называют «энциклопедией» брамсовского пианизма). Но значимость произведения заключается не только в раскрытии технических возможностей, главное — это высочайшее художественное мастерство композитора, выстраивающего последовательность этюдов в мощный, разноплановый по содержанию цикл, где динамичные, порой неистовые пьесы чередуются то с элегическими, то скерцозными, то вальсообразными эпизодами.
На закате творческой жизни И. Брамс все больше обращается к жанру фортепианной миниатюры свободного романтического склада, которые он объединяет в тетради. Среди них – ор. 119, завершенный в 1893 году и включающий три интермеццо и финальную рапсодию. Первая пьеса цикла Интермеццо си минор включена в программу концерта. Первоначальное назначение intermezzo в музыкальных произведениях заключалось в переключении действия, в отстранении от основных событий. Постепенно же сформировался самостоятельный жанр Интермеццо, который стал образно связываться с лирической пьесой меланхолического содержания. Таким по преимуществу предстает интермеццо в творчестве И. Брамса и именно так он определил характер Интермеццо си минор в письме к Кларе Шуман. Сдержанная пьеса, отличающаяся особой глубиной мысли и строгим изяществом гармонии, воспринимается как образец лирики композитора.
Цикл 16 фортепианных вальсов оп. 39 был написан И. Брамсом в 1865 году в период его работы в Вене. Цикл посвящен известному музыкальному критику Эдуарду Ганслику (1825–1904). Пьесы цикла выполнены автором в четырехручном и двухручном изложении, при этом двухручное изложение выполнено композитором как в сложном концертном варианте, так и в простом, предназначенном для домашнего музицирования. Вальсы представляют собой миниатюры, написанные преимущественно в простых формах и непосредственно переходящие одна в другую. Здесь быстрые пьесы сменяются медленными, оживленные – задумчивыми. Вальсы объединяются не только характерным ритмом бытового танца, но и тонально, поскольку зачастую отдельная пьеса в своей тональности связана с предыдущей по принципу одноименной (ми минор - Ми мажор)  или параллельной (Си мажор - соль диез минор) и др. В цикле преобладают мажорные тональности, подчеркивающие светлое настроение и незатейливость выразительных пьес. В программу сегодняшнего концерта включены пять вальсов цикла. В некоторых из них композитор ввел указание характера и темпа, в некоторых же доверил образное воплощение исполнителю. Вальс № 1 (си–мажор) сопровождается ремаркой Tempo giusto (сохранять характер и темп) и решен в духе торжественного шествия. Вальс № 4 (ми–минор) отмечен указанием: Poco sostenuto (немного сдержанно), и действительно по звучанию он несет образ строгой патетики. Вальс № 11 (си–минор) отличается прихотливой грациозностью. Вальс № 15 (ля бемоль мажор) – одна из самых знаменитых пьес цикла, она отличается особой задумчивостью и сосредоточенностью. Вальс № 13 (до мажор) – торжественная праздничная пьеса.
В 1858-1868 годах  И. Брамс создает цикл Венгерских танцев из десяти пьес, к которым спустя двенадцать лет, в 1880 году, добавляет еще одиннадцать (позднее автором была сделана оркестровая версия цикла). Интерес к венгерскому фольклору, обращение к выразительной, характерной мелодике и зажигательным танцевальным ритмам поддерживался в творчестве композитора в течение многих лет и вылился в создание ярких инструментальных произведений. Венгерские танцы стали одним из самых популярных сочинений композитора, привлекших внимание многих музыкантов. Один из самых известных в цикле Венгерский танец № 5 (фа диез минор) становился предметом обработки чаще всего. В сегодняшнем концерте он прозвучит в обработке венгерско–французского композитора и пианиста Дьёрдя Циффры, превратившего виртуозную пьесу Брамса в феерическую фантазию. Венгерские танцы № 9 (ми минор), № 2 (ре минор), № 6 (си-бемоль мажор) включены в программу концерта в другой аранжировке – для скрипки и фортепиано, выполненной другом композитора, знаменитым виртуозом Йозефом Иоахимом (1831-1907). Здесь скрипка выразительно имитирует стиль народных исполнителей, усиливая национальный колорит.
На пороге своего 60-летия, в 1891 году, Иоганнес Брамс, закончив сочинение Струнного квартета (ор. 111), объявил о завершении своей композиторской деятельности. Но знакомство с известным кларнетистом Р. Мюльфельдом (1856-1907) заставило композитора отказаться от принятого решения. Брамс создает несколько сочинений для кларнета, среди которых — Две сонаты ор. 120, ставшие событием в музыкальной жизни Германии. Кларнет с его способностью быть выразителем лирических настроений и драматических коллизий, представать в разных обликах и всегда вносить неповторимую инструментальную краску открыл для Брамса новую возможность воплотить серьезные творческие замыслы. Масштабность и глубина, отличающие сочинения композитора в целом, проявились и в Сонате для кларнета № 1, четыре части которой (1. Allegro Appassionato. 2. Andante un poco adagio. 3. Allegretto grazioso. 4. Vivace) последовательно раскрывают этапы лирико-драматического повествования.
Пьеса «Созерцание» для скрипки и фортепиано И. Брамса является переложением созданной в конце 1880-х годов первой песни «Звучат нежней свирели» из его вокального цикла ор. 105. Скрипичная версия вокальной миниатюры была осуществлена Яшей Хейфецем. Лирическая тема, ведущая начало от песен Ф. Шуберта, блистательно продолжена И. Брамсом и в вокальных, и в скрипичных опусах.
В 1853 году И. Брамс вместе с Р. Шуманом (1810-1856) и А. Дитрихом (1829–1908) написали для виртуоза Й. Иоахима Скрипичную сонату. Девизом скрипача была фраза «Свободен, но одинок» (нем. «Frei aber einsam»). Ее начальные буквы F-A-E, соответствующие нотам «фа-ля-ми» стали темой, на которой основывается соната. Брамсом в этом сочинении была написана третья часть Скерцо, которая часто исполняется как самостоятельная пьеса.
Знаменитая «Колыбельная» И. Брамса — это песня «Добрый вечер, доброй ночи» на стихи Георга Шерера (1824-1909), входящая в состав датируемого 1868 годом вокального оп. 49 как № 4. Нежная, трогательная тема была затем использована композитором в его Симфонии № 2, а уже позднее создавались многочисленные аранжировки мелодии для самых разных инструментов и составов. Советский скрипач и педагог К. Г. Мострас (1886-1965) осуществил одну из обработок популярной песни, максимально подчеркнув выразительные возможности «поющей» скрипки.  
 
Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Вход на творческие встречи - бесплатный, по аккредитации.

А билеты на концерты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Полина Борисова